Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола", 4 класс
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола", 4 класс
Совершенствовать умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов в неопределенной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола", 4 класс»
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель урока: совершенствование умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов в неопределенной форме.
Педагогические задачи: - создать условия для ознакомления с признаками неопределенной формы глагола;
совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределенной форме;
способствовать развитию навыка выделять суффиксы -ть, -ти, -чь глаголов в неопределенной форме;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты.
Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола:
научиться находить глаголы в тексте;
определять время глаголов;
указывать глаголы в неопределенной форме;
выделять суффиксы -ть, - ти, -чь глаголов в неопределенной форме.
Метапредметные УУД.
Познавательные:
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, сообщений;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать задание;
определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно ее оценивать;
высказывать свою точку зрения относительно способов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других;
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дололнительных сведений.
Личностные результаты.
Осознавать и принимать базовые ценности: «дружба», «понимание», «сочувствие», «благородство»:
осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
пользоваться формами самооценки и взаимопонимания на уроке.
Тип урока: Закрепление изученного.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая и индивидуальная.
На уроке учащиеся сами сформулировали тему, знания и умения.
Самостоятельность мышления развивалась через создание ситуации споров: печь -глагол, печь — существительное, -тся, -ться; использовались выражения «докажите», «какие выводы можно сделать», признавалась вариативность формулировок.
Учащиеся учились анализировать, обобщать, систематизировать, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи. Как вы думаете с какой?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
2. Проверка домашнего задания.
( разноуровневые задания).
3.Орфографическая пятиминутка.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по- разному пишутся.
На интерактивной доске:
пол...скать ребенка — пол...скать белье,
пос...деть в парке — пос...деть в старости
Что общего у этих слов?
На какие вопросы отвечают эти слова?
К какой части речи относятся?
Сформулируйте тему нашего урока. Ваши предположения...
4. Постановка учебной задачи.
Тема: Неопределенная форма глагола.
Что значит неопределенная?
Чем отличается от других глаголов?
Что же Вы должны знать и уметь, чтобы правильно писать глаголы в неопределенной форме? В ходе обсуждений появляется на доске запись:
Знать:
Что такое глагол.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме.
Уметь:
Находить глаголы неопределенной формы, зная вопросы и суффиксы.
Уметь их правильно писать.
5.Работа по теме урока.
- Игра «Кто самый внимательный».
Один ученик у доски.
-Я читаю слова, а вы записываете только глаголы в неопределенной форме.
Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напишите.
Пропустить мимо ушей — (прослушать),
держать язык за зубами — (молчать),
клевать носом - ( дремать),
делать из мухи слона — (преувеличивать),
вставлять палки в колеса — (мешать),
выходить из себя — (сердит...?ся).
Как написали? (Проблемная ситуация)
Давайте поставим вопрос.
! Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то глагол стоит в неопределенной форме и в нем перед — ся (суффикс) пишется Ь.
-ся образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается, то есть направлено на того, кто его совершает».
! Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то глагол стоит в 3-лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется.
! В неопределенной форме после буквы Ч пишется Ь.
сердиться — сердиться на себя,
снять пальто — раздеться.
8.Закрепление.
Замените каждое словосочетание близким по смыслом глаголом в неопределенной форме с частицей -ся (-сь). Работа в парах.
Дать согласие -( согласиться), проявлять интерес — (интересоваться), завязать дружбу -( подружиться), вести переписку — (переписываться).
Работа в группах. Соберите пословицы. Вставьте пропущенные буквы.
Боят...ся несчастья, (так и счастью не бывать).
Была бы охота - (будет ладит...ся работа).
Волков боят...ся - (в лес не ходить).
Мир освещает...ся солнцем, (а человек знанием).
Грамоте учит...ся - (всегда пригодится).
9.Самостоятельная работа.
Работа по карточкам (разноуровневые задания).
10.Итог урока.
Какие открытия мы сделали на уроке?
Какую особенность имеют глаголы неопределенной формы?
Когда пишется -тся, а когда -ться у возвратных глаголов?