Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи"»
4 класс
Тема : Местоимение как часть речи. Общее понятие о местоимении.(Слайд 1)
Цель:
Дать понятие о местоимении как часть речи.
Расширять знания о грамматических признаках местоимений и их роли в предложениях.
Задачи:
Развивать устную и письменную речь, грамматическую зоркость, память, логическое мышление.
Воспитывать теплые взаимоотношения ко всем членам семьи. (Слайд 2)
Орг момент.
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать!
Блиц опрос. (Слайд 3)
Повторение изученных орфограмм. Игра «Да - нет»(дети поднимают карточки: зелёный цвет- да, красный цвет - нет ) Дети объясняют свой выбор ответа.
Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет?
Грамматическая основа – это существительное и прилагатеное , связанные по смыслу ?
Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам?
Существительные в предложенияхмогут выполнять роль подлежащего, дополнения или определения?
Определение – это второстепенный член предложения?
Минутка чистописания
Какую букву мы написали? К какой части речи она относится?
Спишите предложение . Найдите спрятавшиеся местоимения.
Перед едой руки должны быть хорошо вымыты.
Мы с вами знаем, что местоимение – это часть речи, каторая не называят предмет, а указывает на него. (местоимение – вместо имени).
Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительные. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.
Послушайте стихотворение Валентины Волиной:
Я о себе такого мнения: Я делу отдаюсь сполна,
Огромна роль местоимения! Я заменяю имена.
Докажите, что местоимения заменяют имена существительные.
Поле широкое - это "оно",
В доме окно стало тоже оно",
В небе луна превратилась в "она",
"Он" - телефон на столе у окна.
Местоимения бывают первого, второго и третьего лица.
Какую роль в предложении выполняют местоимения? (Местоимения в предложении выполняют роль подлежещего)
Что помогают определить местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (Помогают определить род – мужской, женский, средний, множественное число)
Физминутка.
Мы, друзья, не знаем скуки, дружно вверх поднимем руки. Вниз опустим, а затем вдох глубокий сделать всем. А теперь и ты, и я приседайте – ка, друзья. Руки за спину – она распрямиться вмиг должна.
Глубоко сейчас вдохнуть,Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть все местоимения.
Тренировочное задание.
Закончите предложения.Замените местоимение именем литературного героя.
1.Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает он. 2.Она жила вцветке тюльпана, кровать её была мала. 3.Всех излечит , исцелит добрый доктор он.
Разноуровневые задания.
Допишите тематический ряд слов.(самостоятельная работа)
Он – дуб, …, …
Она – зима, …
Оно – солнце, …, …
Оно - карандаши, …, …
Спишите.Определите род и число выделенных существительных. Замените, где нужно, существительные местоимениями.
А) Жил – был один почтенный уличный фонарь. Фонарь честно прослужил любям.
Б) Как красиво, когда всходит солнышко. Своими яркими лучами солнышко освещает все деревья и кусты.
В) Каждое уторо молодая женщина набирала целый букет роз. Женщина ставила розы в вазе на большой круглый стол.
Минутка для шутки.
Утром — так заведено — Он на цыпочках войдет
Разомкнешь ресницы, Долькою лимонной.
И к тебе идет ОНО Срок прошел - плывет ОНА
Розовой жар-птицей... В пелене туманной,
А стемнеет - ОН придет: Круглолица и грустна,
Тоненький, смущенный. Будто Несмеяна.
Е.Кай
Кто же ОН, ОНО и ОНА? (Солнце, месяц и луна)
Учитель.
Что означает слово «семья»? (семь Я). (Слайд 6)
Семья это родные и близкие люди. В семье все друг о друге заботятся. Бабушки и дедушки помогают советами детям и внукам. А младшие во всём помогают старшим.