Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён прилагательных"»
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.
Цель:
Образовательная:
формировать у учащихся навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность в работе с заданиями;
- воспитывать чувство любви к окружающей природе, ответственность за судьбу “братьев наших меньших”.
Развивающая:
анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;
Тип: закрепление
Вид: комбинированный урок
Метод: работа в парах
Оборудование:
- индивидуальные карточки;
- схема – таблица по теме;
Презентация
Ход урока.
1.Организационный момент.(Класс украшен детскими рисунками о природе)
-Здравствуйте ребята!
-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли?
-А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло?
-Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, соблюдать правила санитарной гигиены, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.
– Сегодня ,на уроке русского языка, мы с вами отправимся в путешествие по природным зонам Узбекистана. К природным зонам Узбекистана относятся пустыни , степи, горы. (слайд 1)
-Наши зоны полны загадок и чудес. Нам предстоит сегодня разгадать эти загадки. Работать будем в парах.
- В пути мы будем делать остановки, и встречаться с обитателями этих зон, вместе с ними будем выполнять различные задания.
-Итак, начинаем.
-Горы (горные системы) — сильно расчленённые части суши, значительно, на 500 метров и более, приподнятые над прилегающими равнинами.(Слайд 2)
-На наших горных склонах разбросаны окончания.(Слайд 3)
ая
ый
ее
яя
ое
ий
ий
ые
ие
- У какой части речи бывают такие окончания?(у им.прилаг.)
-Что такое Имя прилагательное?(ответ ученика)
- Распределите эти окончания на группы. (слайд 4)
(1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее).
- Расскажите об окончаниях прилагательных.
-От чего зависит род, число и падеж имён прилагательных? (слайд 5)
-Флора и фауна природных зон Узбекистана разнообразна.
-Перед вами Туркестанский геккон. Ящерица мелких размеров: длина тела не превышает 7,5 см, вес 3,5-9 г. Живут гекконы до 25 лет.(слайд 6)
-Маленький обитатель гор принёс вам задание.
-Работаем в парах.(карточка)
-Вставьте окончания имён прилагательных, определите род.
-Как проверить окончания прилагательных.
-Давайте проведём минутку чистописания и пропишем эти окончания.
ий, ой, ый, ая, яя, ое, ее
-Природа наших гор разнообразна. Есть горы , на которых только скалы и камни. А есть горы, на которых растут деревья. В основном это арча. Их так много на склоне гор, что их называют арчовыми рощами.(слайд 7)
-В одной из таких рощ произошло следующее…(слайд 8)
-Когда и где шёл Анвар?
-Кого он заметил на большой кочке?
-Что сделал Анвар?
-Кто это был?(светлячок) (слайд 9)
Оказывается, что светиться могут не только взрослые особи светлячков. У некоторых видов светятся даже яйца, при этом одни делают это сами по себе, а по другим надо легонько постучать, чтобы они засветились. Издают свет у некоторые видов и личинки.
-Перед вами часть текста . (слайд 10)
-Объясните правописание букв и орфограмм в скобках.
-Запишем часть этого текста под диктовку в тетрадь.
-Проверьте.
-Следующая зона- степь(слайд 11)
Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев .
-Но зато в нашей степи выросли имена прилагательные. К ним надо подобрать прилагательные с противоположным значением.(работа в парах)
-Проверим. Молодцы!
-Ребята, в степях обитают тушканчики, различные виды сусликов, заяц-толай, волк, лисица-корсак, жаворонок, сойка, дрофа, степной орел и т.д..Многие степные животные занесены в Красную книгу Узбекистана.
-Это сайгак.(слайд 12)
-Сайгаки с древних времен обитают на территории Узбекистана. Наши предки всегда оберегали сайгаков, считая, что эти животные оберегают от всякого зла их дом, их земли, Родину.
-Наш сайгак просит выполнить упражнение из учебника.
3.Работа над материалом(по учебнику)
-Откройте учебник на стр.84, найдите упр.191.
-Прочитайте задание про себя.
-Что необходимо сделать?
-Будем выполнять это задание у доски и в тетрадях.
По зелёной полянке пробежал серый заяц.
Весёлое пение птиц радует природу.
-И последняя зона- пустыня.
Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся преимущественно или полностью равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной. Пустыня в Узбекистане называется Кызылкум.(слайд 13)
-Особенностью животных, которые приспособились к пустынным условиям, есть то, что они преимущественно ведут ночной образ жизни. Воду получают из пищи. Животный мир представлен млекопитающими: антилопа – джейран, тушканчик, песчанка, лисица-корсак, зайцы, волки, шакалы.(слайд 14)
-В пустыне постоянно бывают ветра, пыльные бури, но человек научился останавливать пески.
-В упражнении 193 мы узнаем , как он это делает.
-Какой ветер в пустыне?
-Что он мог сделать?
-Что придумали учёные?
-Давайте выпишем из упражнения сочетания «прилагательное +существительное» и определим род, число и падеж.
-Прочитаем предложение.
-Найдём словосочетание
Сильный ветер
Большой караван
Целые тонны
На другое место
Сыпучие пески
Особое вещество
Твёрдый слой
Тонкий слой
4.Итог урока.
-Как определить род имён прилагательных?
-Как определить падеж имён прилагательных
(по имени существительному)
5.Рефлексия.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали?
- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.
- Что ты делал весь урок?
- Я весь урок принимал участие…(красный квадрат)
-Я весь урок добросовестно выполнял свою работу…(зелёный квадрат)
-Я весь урок принимал участие и выполнял работу…(цветок)