kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

лллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллл

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных"»

Пятко И. В., учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №53

План – сценарий урока

по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе


Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания


Цели урока: создать условия для формирования компетенции обучающихся через овладение знаниями о родах имен существительных, способах их применения при написании ь знака после шипящих на конце имен существительных.


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):


Личностные УУД

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Регулятивные УУД

- принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновать правильность или ошибочность результата и способа действия;

Познавательные УУД

- умение давать определение понятиям;

- умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;

- строить алгоритм действия;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Коммуникативные УУД

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- владение устной и письменной речью.



Предметные умения

- познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;


Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация знаний + минутка чистописания

Выведение обучающихся на проблему.

Постановка проблемы

Обнаружение разрыва в знаниях – невозможности ответить на поставленный вопрос.

Постановка цели и определение образа результата

Определение цели предстоящей учебной деятельности и определение «образа результата».

Разработка плана достижения цели

Разработка поэтапного достижения цели, определение способов деятельности.

Определение критериев оценки результата

Определение критериев для сопоставления полученного результата с поставленной целью и формулирование на этой основе отношения к качеству выполнения деятельности.

Действия по реализации плана

Организация деятельности обучающихся, направленной на реализацию плана по достижению запланированного результата.

Фиксация результата

Соотнесение полученного результата с поставленной ранее целью

Оценивание результата по критериям

Выявление качества и уровня овладения знаниями, соотнесение полученного результата с запланированным.

Рефлексия пути достижения результата

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Определение перспективы

Определение практической значимости изученного материала.











I . Организационный (этап мотивации)


1. – Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

– Проверим готовность к уроку.

- Откройте тетради, запишите число.

2. Настрой на работу.

-Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? ( Каждый день мы узнаём, что- то новое.) -Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?


II. Актуализация знаний + минутка чистописания.

- Какую тему изучаем на уроках русского языка?

- Задайте друг другу вопросы по этой теме. Можно использовать слова – подсказка как начать вопрос.

- Что такое имя существительное?

- Какие бывают имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

- Какие имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы?

- Как изменяются имена существительные?

- Внимательно послушайте стихотворение :


МЫШЬ И КАМЫШ

Камышам пищала мышь:

Шорох ваш нарушил тишь!

Шепчут шумно камыши:

Тише, мышка, не шурши!

Шелест твой услышит кошка.

Шла бы к бабушке, ты, крошка!

Не послушаешься, мышка,—

Кошка сцапает, глупышка!


- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? (Звук Ш)

-Дайте характеристику звуку /Ш./ (Согласный, глухой, парный, твёрдый, непарный. Шипящий.)

- Какие согласные называются шипящими? (При их произношении воздух выходит с шипением.)

- Назовите шипящие звуки.([Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж]).

-Что вы знаете об этих звуках? ([ч,], [щ,]-всегда мягкие) ([ш], [ж] - всегда твёрдые,

они парные).

-Какими буквами обозначаются шипящие звуки?

(Буквами Че, Ша, Ща, Же)

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? ( шипящие)

-Отгадайте загадку.

Зиму всю зарывшись в стог, спит колючий колобок. (Ёж)

- Объясните написание этого слова. Объясните лексическое значение.

- Запишите слово в тетрадь.

-Назовите правило правописания парных согласных?


III. Постановка проблемы



- Из конверта №1 достаньте карточку с заданием. Найдите и закрасьте цветным карандашом 5 слов. ( работа в парах)



Й

Ц

У

К

Е

Р

Н

Г

Ш

Щ

Ф

Ы

С

В

А

О

П

Р

О

Л

Д

Ж

Е

Э

Я

Ж

В

Ы

Ф

Й

А

Ч

М

Я

Ф

Ь

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ь

Ш

З

Х

Ф

Ы

В

А

П

Р

Я

В

О

Р

О

Б

Ь

И

О

Л

Д

Ж

Э

Я

Ч

С

М

Г

И

Т

Б

Ю

Я

Ч

С

Й

Ц

О

Ж

П

А

Л

Ь

Т

О

Е

У

Р

Б

Р

О

Л

Щ

Ш

Г

Н

К

Ь



-Прочитайте эти слова.

Платье, пальто, рожь, воробьи, Игорь.

-Что объединяет эти слова? ( В каждом слове есть Ь)

- Какую роль выполняет Ь в русском языке?

- Служит показателем мягкости согласных звуков.

- Разделяет согласный звук с гласным (разделительный)

-Разделите эти слова на группы. Ребята на доске распределяют слова.

- Какие слова остались?

- Сравните правописание двух слов: рожь, ёж.


IV. Постановка цели и определение образа результата


- Внимательно посмотрите на слова и определите тему урока. (Когда у существительных на конце после шипящей пишется Ь, а когда не пишется).

- Какие цели поставим перед собой?

(1. Узнать в каких случаях у имён существительных после шипящих пишется ь.

2. Научиться писать без ошибок имена существительные с шипящим на конце.)

- Ребята, чему Вам необходимо сегодня научиться на уроке?

- Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?

- В каком порядке и как мы это будем делать?



- Допишем пункты плана и определим их порядок:

- подобрать, найти….( существительные с шипящим звуком на конце)

- решить…( какого рода эти существительные)

- сформулировать… ( правило написания слов)

- составить…( памятку)

- закрепить (полученные знания)

Ребята, а как мы поймем, что достигли цели?


V. Действия по реализации плана


Выполнение 1,2 и 3 пунктов плана.

- Замените словосочетания одним словом. ( Вывешиваются таблички со словами) Укажи род, назовите орфограмму.


1.Близкий приятель, друг (товарищ)

2.Человек, лечащий больных (врач)

3.Мелкие деньги (мелочь)

4.Часть суток от вечера до утра (ночь)

5.Молодые люди (молодёжь)

6.Непромокаемая легкая одежда от дождя ( плащ)


-Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Все слова являются именами существительными).

-На какие согласные звуки заканчиваются слова? (Шипящий согласный на конце.)

-Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика.

-Какие существительные определили в 1 группу?

-Что их объединяет? ( С шипящим на конце).

-Какие существительные определили во 2 группу?

-Что объединяет эти существительные? ( С ь после шипящих звуков на конце).


- Возьмите опорную схему, обсудите парами, почему в одних существительных после шипящих пишется ь , а в других – нет. Соберите правило. Вклейте недостающие слова.

-На конце существительных ___________ рода после шипящих пишется ь, у существительных _____________ рода - не пишется. ( мужского, женского)



- Где мы можем проверить наш вывод? ( Учебник стр.31)

- Является ли ь орфограммой. (Является).


- Ребята, какие пункты плана мы с вами уже выполнили? К какому пункту плана можем перейти?




VI. Физминутка.

- Сначала давайте немного разомнёмся.

-Если назову слово, которое пишется с Ь, то вы хлопаете. А если слово пишется без Ь, то вы приседаете.

рожь, калач, дочь, врач, печь, вещь, товарищ, нож, молодёжь, грач.




Выполнение 4 пункта плана.


-А сейчас я предлагаю поработать и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. Расставьте номера в каком порядке надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.


ПАМЯТКА.

Если имя существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если имя существительное оканчивается на шипящий (ж, ш, ч, щ), то определяю род имени существительного.

Определить часть речи

Если имя существительное женского рода, то Ь пишу.


-Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.

- Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? К какому пункту плана можем перейти?


Выполнение 5 пункта плана.


В зависимости от степени подготовленности учащихся, им предлагается выполнить разные по степени сложности задания:


- Из конверта №2 достаньте карточки. Выберите себе задание. Запишите в тетрадь.


Перед вами имена существительные. Подберите к именам существительным синонимы с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.


Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.


Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, выделите орфограмму и укажите род.


Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина.




Спиши в тетрадь. У существительных с шипящими на конце укажи род, подчеркни орфограмму.


В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .



- Из конверта №3 достаньте эталон ( такого же цвета как карточка с заданием) и проверьте себя. Поставьте сами себе оценку. (без ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3ошибки и более – 3. )

-Ребята, все ли пункты плана мы с вами выполнили?


VII. Фиксация результата

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Что мы хотели узнать?

- Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?


VIII. Оценивание результата.

- Поднимите руки, кто себе поставил 5? 4? 3?

- Что помешало нам в достижении цели.

- Что можно сделать, чтобы этого избежать.

- Очень важно понять, где вы делаете ошибку, на каком этапе и найти пути, как это исправить.

- Если моя оценка совпадёт с вашей, то оценка пойдет в журнал.


IX. Рефлексия пути достижения результата

- Я узнал…

- Я научился…

- Я не понял…

- Я затрудняюсь…


X. Определение перспективы

- Скажите, где могут вам пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

- Прочитайте объявление. Что в нём не так?



Объявление.


Приглашаю молодёж Ленинского района на прививку от гриппа.


Врачь Незнайкина.


XI. Домашнее задание.


Рабочая тетрадь стр. № , № , № по выбору 2 упражнения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных"

Автор: Пятко Инна Викторовна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_miaghkii_znak_poslie_shipiashchikh_na_kontsie_s"
    ["file_id"] => string(6) "426796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504098198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423331551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих у имен существительных""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykumiaghkiiznakposlieshipiashchikhuimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "308628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458635263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства