Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных"»
Пятко И. В., учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №53
План – сценарий урока
по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе
Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: создать условия для формирования компетенции обучающихся через овладение знаниями о родах имен существительных, способах их применения при написании ь знака после шипящих на конце имен существительных.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные УУД
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные УУД
- принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновать правильность или ошибочность результата и способа действия;
Познавательные УУД
- умение давать определение понятиям;
- умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
- строить алгоритм действия;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
Коммуникативные УУД
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- владение устной и письменной речью.
Предметные умения
- познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация знаний + минутка чистописания
Выведение обучающихся на проблему.
Постановка проблемы
Обнаружение разрыва в знаниях – невозможности ответить на поставленный вопрос.
Постановка цели и определение образа результата
Определение цели предстоящей учебной деятельности и определение «образа результата».
Разработка плана достижения цели
Разработка поэтапного достижения цели, определение способов деятельности.
Определение критериев оценки результата
Определение критериев для сопоставления полученного результата с поставленной целью и формулирование на этой основе отношения к качеству выполнения деятельности.
Действия по реализации плана
Организация деятельности обучающихся, направленной на реализацию плана по достижению запланированного результата.
Фиксация результата
Соотнесение полученного результата с поставленной ранее целью
Оценивание результата по критериям
Выявление качества и уровня овладения знаниями, соотнесение полученного результата с запланированным.
Рефлексия пути достижения результата
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Определение перспективы
Определение практической значимости изученного материала.
I . Организационный (этап мотивации)
1. – Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо
– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
– Проверим готовность к уроку.
- Откройте тетради, запишите число.
2. Настрой на работу.
-Прочитайте пословицу на доске.
Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? ( Каждый день мы узнаём, что- то новое.) -Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?
II. Актуализация знаний + минутка чистописания.
- Какую тему изучаем на уроках русского языка?
- Задайте друг другу вопросы по этой теме. Можно использовать слова – подсказка как начать вопрос.
- Что такое имя существительное?
- Какие бывают имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
- Какие имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы?
- Как изменяются имена существительные?
- Внимательно послушайте стихотворение :
МЫШЬ И КАМЫШ
Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,—
Кошка сцапает, глупышка!
- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? (Звук Ш)
-Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Все слова являются именами существительными).
-На какие согласные звуки заканчиваются слова? (Шипящий согласный на конце.)
-Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика.
-Какие существительные определили в 1 группу?
-Что их объединяет? ( С шипящим на конце).
-Какие существительные определили во 2 группу?
-Что объединяет эти существительные? ( С ь после шипящих звуков на конце).
- Возьмите опорную схему, обсудите парами, почему в одних существительных после шипящих пишется ь , а в других – нет. Соберите правило. Вклейте недостающие слова.
-На конце существительных ___________ рода после шипящих пишется ь, у существительных _____________ рода - не пишется. ( мужского, женского)
- Где мы можем проверить наш вывод? ( Учебник стр.31)
- Является ли ь орфограммой. (Является).
- Ребята, какие пункты плана мы с вами уже выполнили? К какому пункту плана можем перейти?
VI. Физминутка.
- Сначала давайте немного разомнёмся.
-Если назову слово, которое пишется с Ь, то вы хлопаете. А если слово пишется без Ь, то вы приседаете.
-А сейчас я предлагаю поработать и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.
-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. Расставьте номера в каком порядке надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.
ПАМЯТКА.
Если имя существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если имя существительное оканчивается на шипящий (ж, ш, ч, щ), то определяю род имени существительного.
Определить часть речи
Если имя существительное женского рода, то Ь пишу.
-Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.
- Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? К какому пункту плана можем перейти?
Выполнение 5 пункта плана.
В зависимости от степени подготовленности учащихся, им предлагается выполнить разные по степени сложности задания:
- Из конверта №2 достаньте карточки. Выберите себе задание. Запишите в тетрадь.
Перед вами имена существительные. Подберите к именам существительным синонимы с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, выделите орфограмму и укажите род.
Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина.
Спиши в тетрадь. У существительных с шипящими на конце укажи род, подчеркни орфограмму.
В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .
- Из конверта №3 достаньте эталон ( такого же цвета как карточка с заданием) и проверьте себя. Поставьте сами себе оценку. (без ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3ошибки и более – 3. )
-Ребята, все ли пункты плана мы с вами выполнили?
VII. Фиксация результата
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Что мы хотели узнать?
- Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
VIII. Оценивание результата.
- Поднимите руки, кто себе поставил 5? 4? 3?
- Что помешало нам в достижении цели.
- Что можно сделать, чтобы этого избежать.
- Очень важно понять, где вы делаете ошибку, на каком этапе и найти пути, как это исправить.
- Если моя оценка совпадёт с вашей, то оценка пойдет в журнал.
IX. Рефлексия пути достижения результата
- Я узнал…
- Я научился…
- Я не понял…
- Я затрудняюсь…
X. Определение перспективы
- Скажите, где могут вам пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
- Прочитайте объявление. Что в нём не так?
Объявление.
Приглашаю молодёж Ленинского района на прививку от гриппа.