kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
  • Научить применять правило правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;
  • Составить алгоритм правописания имен существительных с мягким знаком на конце;
  • Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения. Умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, конверты для учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"»

Урок русского языка. 4 класс.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

  • Научить применять правило правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;

  • Составить алгоритм правописания имен существительных с мягким знаком на конце;

  • Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения. Умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, конверты для учащихся.





Тип урока: урок введения нового знания.

ХОД УРОКА.



  1. Оргмомент:

Прозвенел, друзья, звонок,

Он позвал вас на урок.

  1. Обобщение пройденного материала. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?

Я предлагаю вам проверить свои знания об этой части речи в форме графического диктанта. Я буду читать вам предложения, а вы, если согласны с этим утверждением, то ставите знак «+», если нет, то знак « -».

  • . Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?

  • Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

  • Имена существительные изменяются по родам.

  • Существительные бывают единственного и множественного числа.

  • У имен существительных в русском языке 4 склонения.

  • Просклонять имя существительное - это значит изменить его по падежам.

  • В русском языке 6 падежей.

САМОПРОВЕРКА (слайд презентации)

+, +, -, +, -, +, +.

Оцените свою работу.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто не справился с работой?



3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим расширять свои знания об этой части речи и узнавать новое.

-Прочитайте пословицы, записанные на доске.

- Что общего в этих пословицах?

- Как вы их понимаете?

- Выпишите из них слова, в которых есть мягкий знак.

-Какие слова выписали? Прочитайте их.

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

- А к какой группе мы отнесем слово речь?

- Какой вопрос у вас возник?

- Давайте пронаблюдаем за этим словом, запишите его транскрипцию ( 1 чел у доски)

- Какой звук мы слышим на конце слова?

- дайте ему характеристику.

- Как называется такой звук?

- есть ли в русском языке еще такие звуки? Назовите.

- Запишите в тетради буквы, которые соответствуют этим звукам.

- А теперь закройте мягкий знак в слове речь и прочитайте слово.

- Что изменилось?

- Нужен ли мягкий знак для того, чтобы обозначить мягкость этого согласного?

- Какой вопрос вы бы задали в этом случае?

- Чтобы ответить на этот вопрос проведем с вами одно исследование

Прочитайте слова: (на слайде), запишите их в свои тетради.

- Что необычного заметили в написании данных слов?

- На что еще надо обратить внимание?

- Какой вопрос у вас появился?

- Можем ли сразу на него ответить?

- Давайте проверим.

- Как же будем действовать?

- Какое открытие вы сделали?

- Какой вывод можно сформулировать?

- Этот вывод и является темой. Которой посвящен наш урок.

- откройте учебники на странице 4 и прочитайте правило.

- Сравните его с тем выводом, который вы сделали самостоятельно.

- Молодцы, вы сами сумели открыть новое знание.

- А теперь мы можем ответить на вопрос, о роли мягкого знака в словах с шипящим на конце?

- Да, т е указывает на грамматическую форму рода.

- А как же разобраться, когда надо писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. А когда нет?

- Давайте составим алгоритм, который поможет нам действовать в таких случаях

4.СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

Обсуждение и на слайде появляется запись.

  1. Определить часть речи.

  2. Поставить в И.п ед числа.

  3. Определить род имени существительного

  4. Если существительное женского рода, то после шипящих пишем мягкий знак.

  5. Если существительное мужского рода, то после шипящих мягкий знак не пишем

- На что хочу обратить ваше внимание:

У существительных 1 склонения жен рода и сущ 2 склонения ср рода в форме мн числа родительного падежа мягкий знак после шипящих на конце не пишется.

- Пронаблюдаем над словами:

Задача, туча, лужа, пастбище.

- Поставьте их в форме мн числа

- а теперь в форме родительного падежа:

У вас в конвертах на столе есть эта памятка. Посмотрите ее.

5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- А сейчас с помощью нашего алгоритма выполните задание. Я диктую вам слова, а вы записываете их в тетради, можно разделить на 2 столбика м р и ж р.

2 человека работают около доски.

- Проверьте написанное вами и ребятами около доски ( с помощью мультимедийной установки)

- Составьте предложение со словами товарищ и помощь.

- А какую еще орфограмму надо выделить в этих словах?

6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Блиц- опрос



С «Ь»

Без «Ь»

КЛЮЧ…



+

ПЕЧ…

+



МОРЖ…



+

ЛУЧ…



+

БАГАЖ…



+

ЁЖ…



+

ГОРЕЧ…

+



ЛОЖ…

+





- Поменяйтесь листочками, проверьте работу своего соседа, поставьте оценку за работу.

- У кого не было ошибок, поднимите руки,

- У кого были ошибки?

- Что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в дальнейшей работе?

7

- Тренировочные упражнения: ( резерв)

- У вас в конверте лежит листок, в котором записаны словосочетания. Ваша задача вставить пропущенные буквы, графически объяснить их постановку.

- Положите листочки на край стола .



8 РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового открыли для себя сегодня?

- О какой новой роли мягкого знака мы узнали?

- Где могут пригодиться полученные знания?

9. Д/з №5 стр 12 учебника Правило.

Выставление оценок.

 

 

Краткое описание документа:

Конспект урока  по  русскому языку  4 класс, УМК "Школа 2100".   Тема урока: " Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского  рода"Тип урока-  урок открытия нового  знания. Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС, основу которого  составляет системно- деятельностный метод. Использование данного  макета позволить учителю составить свой  конспект урока открытия нового знания  по  технологии  деятельностного  метода.К уроку прилагается  презентация, которая  дает возможность провести данный урок  в соответствии с современными требованиями ФГОС, и  значительно повышает интерес учащихся  к изучаемому материалу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трачук Татьяна Ивановна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих у имен существительных""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturokaporusskomuiazykumiaghkiiznakposlieshipiashchikhuimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "308628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458635263"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-i-muzhskogho-roda-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "137073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417266745"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "246992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446481602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423331551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства