Ребята, давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?
Я предлагаю вам проверить свои знания об этой части речи в форме графического диктанта. Я буду читать вам предложения, а вы, если согласны с этим утверждением, то ставите знак «+», если нет, то знак « -».
. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные изменяются по родам.
Существительные бывают единственного и множественного числа.
У имен существительных в русском языке 4 склонения.
Просклонять имя существительное - это значит изменить его по падежам.
В русском языке 6 падежей.
САМОПРОВЕРКА (слайд презентации)
+, +, -, +, -, +, +.
Оцените свою работу.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил ошибки?
- Кто не справился с работой?
3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим расширять свои знания об этой части речи и узнавать новое.
-Прочитайте пословицы, записанные на доске.
- Что общего в этих пословицах?
- Как вы их понимаете?
- Выпишите из них слова, в которых есть мягкий знак.
-Какие слова выписали? Прочитайте их.
- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?
- А к какой группе мы отнесем слово речь?
- Какой вопрос у вас возник?
- Давайте пронаблюдаем за этим словом, запишите его транскрипцию ( 1 чел у доски)
- Какой звук мы слышим на конце слова?
- дайте ему характеристику.
- Как называется такой звук?
- есть ли в русском языке еще такие звуки? Назовите.
- Запишите в тетради буквы, которые соответствуют этим звукам.
- А теперь закройте мягкий знак в слове речь и прочитайте слово.
- Что изменилось?
- Нужен ли мягкий знак для того, чтобы обозначить мягкость этого согласного?
- Какой вопрос вы бы задали в этом случае?
- Чтобы ответить на этот вопрос проведем с вами одно исследование
Прочитайте слова: (на слайде), запишите их в свои тетради.
- Что необычного заметили в написании данных слов?
- На что еще надо обратить внимание?
- Какой вопрос у вас появился?
- Можем ли сразу на него ответить?
- Давайте проверим.
- Как же будем действовать?
- Какое открытие вы сделали?
- Какой вывод можно сформулировать?
- Этот вывод и является темой. Которой посвящен наш урок.
- откройте учебники на странице 4 и прочитайте правило.
- Сравните его с тем выводом, который вы сделали самостоятельно.
- Молодцы, вы сами сумели открыть новое знание.
- А теперь мы можем ответить на вопрос, о роли мягкого знака в словах с шипящим на конце?
- Да, т е указывает на грамматическую форму рода.
- А как же разобраться, когда надо писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. А когда нет?
- Давайте составим алгоритм, который поможет нам действовать в таких случаях
4.СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
Обсуждение и на слайде появляется запись.
Определить часть речи.
Поставить в И.п ед числа.
Определить род имени существительного
Если существительное женского рода, то после шипящих пишем мягкий знак.
Если существительное мужского рода, то после шипящих мягкий знак не пишем
- На что хочу обратить ваше внимание:
У существительных 1 склонения жен рода и сущ 2 склонения ср рода в форме мн числа родительного падежа мягкий знак после шипящих на конце не пишется.
- Пронаблюдаем над словами:
Задача, туча, лужа, пастбище.
- Поставьте их в форме мн числа
- а теперь в форме родительного падежа:
У вас в конвертах на столе есть эта памятка. Посмотрите ее.
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- А сейчас с помощью нашего алгоритма выполните задание. Я диктую вам слова, а вы записываете их в тетради, можно разделить на 2 столбика м р и ж р.
2 человека работают около доски.
- Проверьте написанное вами и ребятами около доски ( с помощью мультимедийной установки)
- Составьте предложение со словами товарищ и помощь.
- А какую еще орфограмму надо выделить в этих словах?
6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Блиц- опрос
С «Ь»
Без «Ь»
КЛЮЧ…
+
ПЕЧ…
+
МОРЖ…
+
ЛУЧ…
+
БАГАЖ…
+
ЁЖ…
+
ГОРЕЧ…
+
ЛОЖ…
+
- Поменяйтесь листочками, проверьте работу своего соседа, поставьте оценку за работу.
- У кого не было ошибок, поднимите руки,
- У кого были ошибки?
- Что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в дальнейшей работе?
7
- Тренировочные упражнения: ( резерв)
- У вас в конверте лежит листок, в котором записаны словосочетания. Ваша задача вставить пропущенные буквы, графически объяснить их постановку.
- Положите листочки на край стола .
8 РЕФЛЕКСИЯ.
- Что нового открыли для себя сегодня?
- О какой новой роли мягкого знака мы узнали?
- Где могут пригодиться полученные знания?
9. Д/з №5 стр 12 учебника Правило.
Выставление оценок.
Краткое описание документа:
Конспект урока по русскому языку 4 класс, УМК "Школа 2100". Тема урока: " Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода"Тип урока- урок открытия нового знания. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, основу которого составляет системно- деятельностный метод. Использование данного макета позволить учителю составить свой конспект урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода.К уроку прилагается презентация, которая дает возможность провести данный урок в соответствии с современными требованиями ФГОС, и значительно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.