• Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)
• Подводим итог. (4)
• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)
III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
- Работаем по плану:
1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.
- Cейчас я предлагаю поработать в парах.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
-К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
Значение какого слова вам не совсем понятно?
-Попробуйте подобрать однокоренные слова.
-Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?
- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
2. Постановка проблемы
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелости и дружбе.
-Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
-Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
-Что заметили? Какие вопросы возникают?
(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
IV. Решение проблемы
Идет работа в группах.
Каждая группа ученых получает конверт с заданием.
1. Работаем по плану. (План на слайде)
-Просклонять предложенные существительные.
-Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
-Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
-Сделать вывод.
Задание группы выполняют на демонстрационных листах.
После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.
– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?
Вывод: - Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я).
-Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).
- Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь
на конце.
- Как называются в русском языке эти группы существительных?
Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)
- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.
адрес
1
2
3
4
5
А
с
су
ме
не
ль
Б
ще
к
т
ны
н
В
ни
ви
ло
е
и
Г
х
ни
те
ри
я
А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4
С к ло не ни е
[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]
Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?
(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.
в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.
-а, -я -о, -е ь на конце
2. Чтение правила в учебнике.
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.
V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»
(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)