kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Склонение имен существительных"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса»

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных"

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Цели и задачи:

Познавательные:

1. Ввести понятие склонения имён существительных

2. Разработать алгоритм для определения склонения существительных

3. Развитие умения определять падеж имён существительных, изменять существительные по падежам.

Развивающие:

1.Научить осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

2. Развивать готовность к речевому взаимодействию в паре, в группе.

3. Развивать умения оценивать учебные действия;

Воспитательные

1. Воспитывать уважение и внимание к говорящему.

2. Воспитывать интерес к языку;

Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.На основе анализа объектов делать выводы.

4.Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, в группе.

Личностные УУД

1.Развиваем умения выказывать своё отношение, свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? Нарисуйте.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

Вступление.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- А какой месяц? (декабрь)

- Запишем число и классная работа.

Двадцать третье декабря.

Классная работа.

(Дети пишут, называя орфограммы.)


- Наступил первый месяц зимы. Белый снег аккуратно укрыл землю. Кругом бело и чисто. Давайте и мы поработаем в тетрадях также чисто и красиво.

II. Минутка чистописания.

-Повторим, как правильно пишется буква Д д (заглавная и строчная).

-Какие звуки обозначаются буквой д ?

-Охарактеризуйте эти звуки.

-Давайте первую половину строки пропишем буквы Д, д, а оставшиеся полстрочки соединения: До, Дн, Дм, дл, дв, де.

-Назовите соединения. При написании обращайте внимание на верхние и нижние соединения.

- Прочитайте слова: дерево декабрьский дорога

- Назовите орфограммы. Какое слово лишнее? (декабрьский) Почему?

- Образуйте от этого слова существительное (декабрь). Запишите его.

(Разбор существительного декабрь как часть речи. Переход к теме.)


II. Планирование учебной деятельности.

- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

План урока.

• Применяем новые знания. (3)

• Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)

• Подводим итог. (4)

• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

- Работаем по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Cейчас я предлагаю поработать в парах.






1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.


-К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

Значение какого слова вам не совсем понятно?

-Попробуйте подобрать однокоренные слова.

-Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

2. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелости и дружбе.

-Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.

-Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

-Что заметили? Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

IV. Решение проблемы

Идет работа в группах.

Каждая группа ученых получает конверт с заданием.

1. Работаем по плану. (План на слайде)

-Просклонять предложенные существительные.

-Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.

-Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.

-Сделать вывод.

Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.



– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?


Вывод: - Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я).

-Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).

- Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

на конце.

- Как называются в русском языке эти группы существительных?

Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)


- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.


адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я








А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

С к ло не ни е

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]


Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение 2 склонение 3 склонение

ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.

в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.

-а, -я -о, -е ь на конце



2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.

V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.


- Ребята, скажите, играя в эту игру, к какому этапу урока по плану мы подошли: 3. Применяем новые знания.?



VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

Почему у слов о смелости и о дружбе разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

- Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?



Прием ТРКМ «Составление кластера»

  • С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

а) Игра «Третье лишнее»

Идет работа в парах.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)

  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)

  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)

  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)

  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

Контроль: самопроверка. Учащиеся проверяют по образцу.

VII. Стадия рефлексии.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.

  • В каких высказываниях у вас возник спор?

  • Узнали ответы на этот вопросы?

  • Что такое склонение?

  • Сколько склонений у имен существительных?

  • Склонение – это постоянный признак?

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

  • Что больше всего понравилось на уроке?

  • С какими трудностями столкнулись?

  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

  • Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

2. Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».

VIII. Домашняя работа.

  1. Составить схему «Как определить склонение имени существительного»

Написать эссе по опорным словам

Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание. 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса

Автор: Прокопчук Лариса Васильевна

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_sostav"
    ["file_id"] => string(6) "373533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482755994"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства