Программа: «Школа 2100».
Учебник: Русский язык Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе
Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.
Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование :ноутбук, проектор, презентация, карточки, учебники, тетради.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Организаци онный | | | Личностные. |
2. | Повторение и введение в тему. | Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то ставите знак «?». - имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? -все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? -род- это непостоянный признак? - в русском языке пять падежей? - дательный падеж имеет два предлога? - предложный падеж без предлога не употребляется? - в русском языке есть три типа склонения? -склонение-это постоянный признак имени существительного? Проверка. – Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему? -Какое непонятное слово встретилось вам? -Подберите однокоренные слова. Объясните значение этого слова. -Каких знаний об имени существительном у нас ещё нет? | Работа в парах. Проверка. +-+-++?? - Мы еще не все знаем об имени существительном. -Мы не знаем , что такое склонение. -наклониться, склон, поклон … - Мы не знаем , что такое склонение имени существительного. | |
| Постановка темы урока. | -Какая тема будет на уроке? | -Тема урока: «Склонение имени существительного» | Личностные УУД: установление связей между целью УД и её мотиво |
| Постановка цели урока и задач. | Итак,какие задачи мы поставим на урок? | Цель «научиться определять склонение имени существительного» -Это первый урок, у нас ещё нет знаний по этой теме. -Узнаем, научимся, откроем знания, познакомимся… 1) Познакомиться со склонением имени существительного 2) Научиться определять склонение имени существительного.
| Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно планировать деятельность. |
| Проблема. | -Запишите предложение. Книги учат нас смелости и дружбе . -Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж. Что можно сказать об окончаниях? Какие они? -Какой возникает вопрос? | На доске. Книги учат нас смелости и дружбе . -Вывод падеж-дательный, род-женский, окончания –разные. -Почему разные окончания в одном и том же падеже и роде? | |
| Исследование. | -Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая группа проведет исследование. Задание. Работаем по плану. 1.Измени по падежам имена существительные. 2.Определи род. 3.Сравни окончания этих существительных и узнай, что общего и чем отличаются. 4.Сделай вывод. -Сколько групп у нас получилось? -Как их можно назвать, прочитайте на стр.141 в учебнике. -Вспомните наше предложение , почему разные окончания? -Подошла к концу наша исследовательская работа.
| 1ряд-1 группа. 2ряд-2 группа 3ряд-3 группа Карточки . 1 группа И.п. стран а земл я Дяд я Вывод: м.р. и ж.р. С окончаниями-а,-я имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 2 группа И.п. окн о пол е день - Вывод: : ср.р с окончаниями-о,-е и м.р. с нулевым окончанием имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 3 группа И.п. печь - степь - Вывод: ж.р.с нулевым окончанием. имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. -3 группы. - это 3 склонения. -Они относятся к разным склонениям. | Познавательные УУД. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, символ, ключевые слова). |
| Обобщение. | Над какой задачей мы работали? Что будем делать дальше? | -Познакомились со склонением имени существительного. - Научимся определять склонение имени существительного | |
| Закрепление. | Работа по учебнику. Упр.159. Посмотрите на образец. Капитан- м.р.,2 скл. -Как определить склонение? -Дальше работаем по алгоритму. Проверка. Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово. Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка , рысь. Дочь, конь, ночь.
| План. 1.Поставь в И. п., ед .ч.(начальную форму). 2. Определи род. 3. Выдели окончание. 4.Определи склонение Проверка. 1-2 ошибки- «4» 3ошибки- «3». Проверка. Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка , рысь. Дочь, конь, ночь.
| Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики. |
| Обобщение. | -Какой цели достиг наш урок? | -Научились определять склонение имени существительного. | |
| Рефлексия. | Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. | | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
| Домашнее задание. | На выбор. 1)Подбери 5загадок, с отгадками ,которые относятся к разным склонениям. 2)Составь рассказ о склонении по опорным пловам: Падеж, род, число,склонение. | | |