Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»»
Конспект урока русского языка
4 класс
Тема «Понятие о спряжении глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжения».
Цели:
Дать понятие о спряжении;
научить определять спряжение глагола с ударным личным окончанием;
познакомить с правописанием глаголов 2 лица.
Задачи:
Систематизация знаний и умений
Продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся.
Тренировать способность правильно определять спряжение глагола с ударными личными окончаниями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок.
- Начинается урок.
II. Минутка чистописания.
- Начнём наш урок с минутки чистописания.
На доске даны слова:
- Прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на три группы.
( Данные слова можно разделить на три группы по частям речи:
1 группа – существительные - сочинение;
2 группа - глаголы - прочитает, приглядывает, читали;
3 группа - местоимения - они.)
- Какая группа самая большая?
- Можно ли её тоже разделить? На сколько групп? По какому признаку?
(Самой большой является группа, в которой находятся глаголы. Их можно разделить на три группы – по временам.)
- Назовите буквы, которые мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
С первой буквы начинается корень глагола настоящего времени. В каком слове она находится? Какая это буква?
Вторая буква находится в приставке глагола будущего времени и обозначает в ней непарный твёрдый согласный звук. В каком слове она находится? Какая это буква?
- Составьте цепочку из букв г, р таким образом, чтобы количество букв г в каждой последующей ячейке увеличивалось на одну, а количество букв р поочерёдно то увеличивалось, то уменьшалось на одну.
гр ггрр гггр ггггрр
- Напишите цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Назовите имя существительное в словах, записанных на доске. Что означает это слово?
Сочинение «чин» - в славянском языке означало порядок.
- Что означает это слово в современном русском языке?
1. Литературное, научное или музыкальное произведение.
Напр., собрание сочинений А.С.Пушкина, музыкальная пьеса - сочинение П.И.Чайковского.
2. Письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.
Напр., домашнее задание- сочинение на тему «Первое путешествие».
- Запишите слов «сочинение» в словарики. Поставить ударение, подчеркнуть гласные, которые нужно запомнить.
- Подберите к данному существительному однокоренной глагол.
(Сочинить, сочинять.)
- Запишите в тетради. Разберите по составу.
IV. Повторение изученного.
- Какую часть речи мы начали изучать?
2 слайд «Глагол»
- Почему часть речи получила такое название?
Что мы знаем о глаголе?
3 слайд Используя опорные слова расскажите о глаголе.
самостоятельная
обозначает
вопросы
роль
^ ^ ^
ти, ть, чь
не
время число
^
л род
лицо число
Дополнительные вопросы.
- Что такое глагол?
- Какова роль глаголов в тексте, предложении?
- Что такое неопределённая работа?
- Как изменяются глаголы?
- Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
V. Сообщение темы и цели урока.
- Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся со словоизменением глагола.
- Что такое склонение?
- Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.
- Можно ли просклонять глагол?
- Попробуйте просклонять глагол «плести». Почему не получается?
(Глаголы не изменяются по падежам.)
Постановка проблемы.
- На какой вопрос мы должны найти ответ сегодня на уроке?
4 слайд Каковы же особенности словоизменения глаголов?
VI. Наблюдения.
- Понаблюдаем, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени:
плести заплести
кричать закричать
- Обратите внимание, какие у них будут личные окончания. «Личные» образовано от слова «лицо». Значит, как мы будем изменять глаголы? (по лицам)
5 слайд (открывать по ответам учащихся)
- Сколько лиц в русском языке? Какие им соответствуют местоимения в единственном числе?
Единственное число
1 л. ( я )
2 л. ( ты )
3 л. ( он, она, они )
- При изменении глаголов в тетради записываете только окончания глаголов.
(Отвечают по одному учащемуся на каждое местоимение, называют окончания.)
- Изменим глаголы «плести, заплести».
( я что делаю?) плету
я что сделаю? заплету
( ты что делаешь?) плетёшь
ты что сделаешь? заплетёшь
(он что делает?) плетёт
он что сделает? заплетёт
Аналогично выполняется работа с глаголами «кричать, закричать».
- Выпишите только те глаголы, у которых в форме 3-го лица множ.числа будет ударное окончание. Определить спряжение.
- Проверим. Как вы смогли определить спряжение?
- Если у глагола ударное окончание ут-ют, значит это глагол какого спряжения?
- Если у глагола ударное окончание ат-ят, значит это глагол какого спряжения?
- Теперь эти глаголы запишите в форме 3 лица ед.числа: на 1 строчке –
I спряжение, на 2 строчке – II спряжение.
- Почему вы распределили глаголы именно таким образом?
- А всегда ли окончание ударное?
- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием и глаголами-исключениями мы познакомимся на следующих уроках.
XI. Закрепление
- Спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему?
Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I спряжению, либо ко II спряжению. И в другое спряжение перейти не может.