Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Родственные слова"»
Тема. Родственные слова
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма проведения: урок открытых мыслей
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Содержательная цель: расширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.
Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.
1)- Прочитайте предложения: (3 мин.)
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Как можно назвать эти предложения, одним словом?
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
-Как можно назвать выделенные слова?
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
-Чему учиться?
-Какие слова называются однокоренными?
2. Задание-шутка.
Гусеница повстречала семью гусей.
- Вы кто такие?
- Я - гусь, это гусыня, а это наши дети - гусята. А ты кто?
- Я ваша родственница-гусеница.
- Права ли гусеница?
- Почему?
Слово с деревом похоже, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный, Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается Корни повторяются, В разные слова встают, Общий смысл им придают.
2)У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
У.: Молодцы! А теперь на слух:
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, конёк.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
3)Самостоятельная работа. Работа с учебником. с.62 №109
-Сгруппируй слова.( выпиши любую группу однокоренных слов)
Солить,соль,соленый.
Сад, садовник, садовый.
Светить,свет, светлый.
Звонить, звон, звонкий.
Синяк, синий, синить.
4)Работа в парах.
-Заполните таблицу.
Корень
Существительное
Прилагательное
Глагол
Цвет
цветок
цветной
цветёт
Рыб
рыбак
рыбный
рыбачит
Зим
зима
зимний
зимуют
4)Работа над темой.
1.Прочитать предложения.
Ос-нь одарила д-ревья з-л-той л-ствой. Начинается л-стопад. Медленно падают лист?я на землю. На в-твях не видно ни одного л-сточка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.