kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Развитие мелкой моторики у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Развитие мелкой моторики у детей"»


Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»



















«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»











Из опыта работы по теме самообразования

Составитель: учитель начальных классов

Сазонова Н.А..














Москва

2020



«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика – движение пальцев рук.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Давно известно, какие трудности испытывают дети с нарушением интеллекта, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.  Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Перед учителем встаёт задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга.

  2. Речевой области коры головного мозга.

  3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

  4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

  5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

  6. Формирование навыков учебной деятельности.

Работу по развитию мелкой моторики у детей надо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.

Существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.

  1. Кинезиологические упражнения.

  2. Упражнения с карандашом.

  3. Упражнения со специальными гимнастическими приспособлениями (валики, мячики, кольца).

  4. Пальчиковая гимнастика.

  5. Работа с мелкими предметами.

  6. Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.

  7. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.



Упражнения со специальными приспособлениями (валики, мячики, кольца)

    1. Сжимание и разжимание кольца, мяча.

    2. Зажать массажный мяч или валик между ладонями и покатать.

    3. Нанизывание колец на пальцы и снятие их.



Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции.

Работа с мелкими предметами

1. Нанизывание бусин.

2. Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.

3. Работа с фасолью (выложить контур рисунка фасолью).

4. Работа со счётными палочками.

5. Работа с бумагой.

6. Лепка (глина, пластилин, тесто)

7. Шнуровка на специальных рамках, ботинок.

8. Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке (макраме).

9. Работа с проволокой, скрепками (цепочка из скрепок).

10. Закручивание шурупов, гаек.

11. Игры с конструктором, кубиками.



Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

1.Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

2.Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

3.Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

4.Хорошее упражнение для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.

5.На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

6.Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

7.Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.



Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук

1.Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2.Опознание фигур.

3.Опознание предмета.

4.Лепка из пластилина

5.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие –нибудь предметы ( забор, дождик, волны)

7.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнить задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

9.Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

11.Строим «сруб» из счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

12.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!».

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.

У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действии обеих рук. Нарушение моторики руки мешает движения точности силы и координированности. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать 2-мя руками одновременно. Например, при работе с бумагой, пластилином. У ребенка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления этого требуется проведение целенаправленной коррекционно- педагогической работы. Особым моментом в работе, я считаю педагогическое сопровождение учащихся с ТМНР в процессе стимулирования их на учебно- познавательную деятельность.

Из опыта работы

В классе на своих уроках я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движения рук:

— шнуровки, застежки

— игры с мозаикой

— игры с прищепками

— игры с мелкими и крупными предметами (природным материалом, зернами)

--- шарики су джок

--- «Рука в руке».

Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа, дает положительный результат. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рука приобретает уверенность, а пальцы становятся более гибкими, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности: часть обучающихся способны различать цвет, форму предмета.

 Такие уроки дисциплинируют, вызывают усидчивость, внимание, благотворно влияют на эмоциональный настрой.















Лепка из пластилина Рука в руке

Р



Пальчиковая гимнастика Лепка из пластилина с вкраплением крупы

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук





















Лепка из пластилина








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Развитие мелкой моторики у детей"

Автор: Сазонова Наталья Анатольевна

Дата: 23.12.2020

Номер свидетельства: 568289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему: "Звук [и] " "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuk-i"
    ["file_id"] => string(6) "187931"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426598554"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание жи-ши""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "253232"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447567376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по русскому языку  3 кл. "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-kl"
    ["file_id"] => string(6) "192943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427545948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по технологии. Лепка павлина. "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-liepka-pavlina"
    ["file_id"] => string(6) "109890"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405183488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства