Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Растения в домашней аптечке"»
Конспект урока
Тема: Растения в домашней аптечке
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о пользе лекарственных растений через организацию прослушивания сообщений и работу с гербариями.
Задачи:
Образовательные: дать представления о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
Воспитательные: воспитывать любовь, и бережное отношение к природе
Развивающие: Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД
Личностные
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. -осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.
Регулятивные
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала; - анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное; -проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, подготовке сообщений , иллюстрировании рассказов; -находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников.
Познавательные
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
Коммуникативные
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; -работать в группе; - доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гербарии или фотографии лекарственных растений(подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелетник, календула, валерьяна, шиповник)
Примечания: заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, дети, давайте мы с вами настроимся на хорошую работу, улыбнёмся друг другу и подарим улыбку мне.
Актуализация знаний
-Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?
-Когда этот праздник наступает в России?
Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы когда- нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок кукол, игрушечных собак, медведей….
-Представим, что они заболели, и мы их будем лечить.
Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?
(Учитель обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одного болит горло, у другой - кашель,третья-простужена.)
-Чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит?
И всем по порядку
Даёт шоколадку
И ставит, и ставит им градусники!
Постановка учебной задачи
-Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечить в его семье кашель, больное горло, простуду? (ответы учеников.)
- А можно ли использовать растения?
- Какую цель мы поставим на урок? Чему будем учиться?
Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях. Ведь это средство предлагает нам сама природа.
Открытие нового знания
1.Беседа
(Учащиеся отвечают на следующие вопросы в рубрике «Вспомни» на странице 28 учебника)
Давайте прочитаем то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. И еще в книге «Великан на поляне». Прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав и душистых цветов. За окном зима, а у нас сегодня такая теплая, «летняя» тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравия.
(Ученики начинают рисовать на отдельном листе бумаги. Учитель начинает читать текст на с. 28-29 учебника и рассказ «Если тебе нужны лекарственные растения» из книги «Великан на поляне» (с.121-124). Если дети увлеклись рисованием, то после завершения чтения учитель может включить запись классического музыкального произведения (по выбору), чтобы учащиеся закончили работу под нее.)
-Какие растения называются лекарственными? (Растения при помощи, которых человек лечит какое-либо заболевание.)
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
- После того, что вы услышали, скажите: почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно?
- Почему их можно собирать не везде?
Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из них.
2. Работа по учебнику
С. 28-30
-Рассмотрите, как выглядят некоторые зеленые целители.
Узнайте названия этих растений.
- Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы? (Ответы детей.)
Теперь перевернем страницу учебника. Чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растения собрали. Может быть, даже укажет место сбора. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Мы поможем ему.
-Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях на с.30 учебника. Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на «Страничках Умного Совенка» (с.123).
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях. Учитель показывает фотографии и гербарий растений, о которых рассказывают ученики.)
3.Сообщения учащихся
Липа. Липу в городах сажают люди, которые очень любят лето. Поставишь на стол банку меда, и очень возможно, что это липовый мед – один из самых лучших, какие только существуют. Как тут не вспомнить о лете! А если ты простудился, наверняка заваришь себе вместо чая липовый цвет, попьешь его перед сном, а утром почувствуешь: здоровье возвращается. И опять тебе вспомнится лето, вспомнится долгий июльский день и гудящие пчелы в кронах, золотых от цветков.
Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветет оно в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. Они отцвели, их праздник кончился, а липа стоит нарядная, благоухающая…
На Руси липа была очень любима. И нее только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. Русские матрешки, расписная хохломская посуда многие другие чудесные произведения искусства – из липы. «Сосна кормит, а липа обувает», - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти, а плели их из липовой коры – лыка.
Одним словом, липа испокон веков служила человеку верой и правдой.
В городах липа – самое обычное дерево. Ее вполне можно назвать деревом-гражданином. Представить город без лип так же трудно, как без домов.
На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже 700 лет. В городах же липы живут 120-150 лет в парках,90 лет на бульварах, 65-70 лет на загазованных улицах, 55-60 лет в ямах на заальсфальтированной площади.
Валериана. Расставаясь с приятелем, мы обычно говорим: «До свидания»- и часто добавляем: «Будь здоров!»
Хорошее пожелание. Но если человек сильно нервничал, словами делу не поможешь .Тут нужно лекарство. А какое?
Осенью, когда в лесу бродят грибники, сборщики растений усиленно разыскивают валериану. Нелёгкое это дело: цветков уже нет, стебли завяли. Попробуй тут найти и выкопать корни.
А зачем понадобились именно корни? У каждого растения своя «кладовая».У валерьяны это корни. Из них готовят валериановые капли. Стоит выпить несколько капель- и сильно понервничавший человек успокоится. Недаром растению дали такое название. Однако произошло от латинского слова «», что значит «быть здоровым».
Валериана- растение высотой 60-150см, встречается отдельными экземплярами или группами по 3-6 растений вместе на заливах и болотных лугах, на сырых опушках лесов, в кустарниках; растёт даже на сухих местах. Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат, так нравящиеся кошкам.
Человек давно подружился с этим растением. В России ещё при Петре1 начали заготавливать валериану для госпиталей. Однако время её даже выращивали наряду с другими лекарствами травами на государевом Аптекарском огороде. Он помещал у сен Московского Кремля- на месте нынешнего Исторического музея.
Хорошее начало было положено. Но сколько полезных растений можно вырастить на одном городе? Вот наши учение и решили создать для валерианы отдельные плантации. Пусть целебных капель хватит для всех нуждающихся.
На полях растениям живется совсем не так, как в лесу. Едва они зацветают, им обламывают верхушки стеблей. Не узнаешь знакомое поле: вместо стройных красавиц торчат кудлатые карлики.
Жаль, конечно, утраченной красоты. Зато корням «обезглавленных» растений достанется больше пищи- они быстрее прибавят в весе. Значит, в аптеках будет больше лекарства, несущего людям здоровья.
Ноготки (календула). Их часто разводят на клумбах во дворах, садах и скверах. А в лесу или на лугу ноготки не встретишь. Когда-то их завезли в Россию из Европы, с тех пор и выращивают как красивое декоративное растение.
Лет тринадцать назад ноготки получили в нашей стране новую прописку: их стали сеять на лекарственных плантациях. За что же ноготкам такая честь? За яркие цветки. В них нашли разные целебные вещества, в том числе каротин, который и придаёт соцветиям оранжевую окраску. И чем ярче они окрашены, тем больше от них пользы. Поэтому для лекарственных полей отбирают растения с самыми яркими цветками.
Где же выращивают ноготки? В разных местах России, но больше всего в Краснодарском крае и Московской области.
Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков, хотя не всегда подозреваем об этом. Когда человек заболевает ангиной, врач обычно советует полоскать горло настойкой календулы: она убивает вредные микробы. Большой полощет горло, но, наверное, и не догадывается, что календула- это всего лишь научное название ноготков. Лекарства, приготовленные из соцветий этого растения, применяют также для лечения ран, ожогов, долго не заживающих язв, при заболеваниях печени.
А недавно обнаружили новое полезное свойство календулы. Оказывается, её запаха не выносит злостный вредитель картофеля- колорадский жук. Почему теперь земледельцы стараются выращивать между рядами картофеля спасительные ноготки.
Подорожник- значит растёт по дорогам. А мы часто проходим мимо, не замечая его прижатых к земле листьев и торчащего между ними длинного хлыстика. Подумаешь, невидаль-подорожник! Но если кто- нибудь во время прогулки или в пути обрежется, поцарапается, натрёт ногу, сразу вспоминают о подорожнике. И начинают его искать. А он тут как тут, ждёт, притаившись у дороги, и будто говорит: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ране- они успокоят боль, помогут ранке скорей затянуться».
И подорожник не обманывает- недаром его зовут другом путешественника.
В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных. Поэтому и больше его в тех местах, где ходят люди.
Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печет, а под его листьями влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимает свои листочки и она испарится.
Подорожник тоже путешественник, хотя и растение, неподвижно сидящее на земле.
Наступила осень, от дождей дороги стали грязными. Созревшие семена подорожника от сырости сделались клейкими. Вместе с грязью семена прилипают к сапогам прохожих и путешествуют с ними. Один экземпляр подорожника осенью дает примерно 14 тыс. семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам – везде, где ступает нога человека.
Семена подорожника переправились через океан в Америку. Они попали туда вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого».
Отвар листьев подорожника – полезное средство при болезни желудка.
Тысячелистник-Растение состоит из тонкого, длинного корневища и прямого ребристого стебля длиной 20-80 см, заканчивающегося пышным щитковидным соцветием. Соцветие состоит из мелких белы или светло-розовых цветочков. Цветёт с июня по август, после чего в сентябре вызревают семена. Плод – продолговатая семянка серебристо-серого цвета. Листья дважды перисторассеченные, короткочерешковые, состоящие из коротких, узких листочков. Тысячелистник можно легко узнать не только по его виду, но и характерному резкому запаху, поскольку тысячелистник богат эфирными маслами.
Тысячелистник. Лечебные свойства
Его листья и цветы содержат цинеол (8-10%), туйол, камфору, сесквитерпеноиды, кариофиллен, алкалоид ахиллеина, сложные эфиры. Кроме того они содержат изовалериановую, муравьиную, салициловую, аскорбиновую и уксусную кислоты, витамин К, флавоны, кумарины, каротин, инулин, дубильные вещества, органические смолы.
Тысячелистник, лечебные свойства которого оказывают вяжущее, мочегонное, потогонное, усиливающее аппетит, кровоостанавливающее, обезболивающее, ранозаживляющее, и противоаллергическое действия, помогает в лечении многих заболеваний. Он улучшает кровообращение, усиливает лактацию у кормящих матерей. Кроме этого лечебные свойства тысячелистника наделили его вяжущим, противовоспалительным и бактерицидным, а также успокаивающим действием.
Но всё же основная ценность этого растения, его основной «козырь» — это кровоостанавливающее свойство. Это лечебное свойство свёртываемости крови достигается благодаря содержанию в тысячелистнике алкалоида ахиллеина и витамина К, поэтому его еще называют кровавником.
Шиповник- это дикий куст с полезными плодами. Как декоративное растение его выращивают очень редко. О том, что есть у шиповника полезные свойства, знают многие: он укрепляет иммунитет, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, лечит хронические и острые воспалительные процессы. Для лечения, чтобы приготовить настойки и отвары, используют корень и ягоды шиповника.
Полезные свойства шиповника
Ягоды шиповника содержат больше аскорбиновой кислоты, чем лимоны и смородина. Это хороший природный антиоксидант. В шиповнике большое количество таких витаминов, как А, Р, Е, К, В2. Среди его полезных свойств — бактерицидный эффект.
При создании лекарств используют корни, плоды и даже цветы шиповника. Полученные из этих ягод средства, используют для лечения артрита, малокровия, заболеваний мочеполовой системы и других. Из шиповника делают мази, наружное применение которых помогает лечить дерматиты, ожоги, обморожения.
Полезные свойства ягод шиповника используют при лечении желчнокаменной болезни. Масло шиповника применяют для заживления ссадин и неглубоких трещин.
Чай из шиповника пьют в профилактических целях в период эпидемий гриппа. Смешав с медом, его пьют и больные респираторно-вирусными инфекциями. Это ускоряет выздоровление и облегчает проявление симптомов и осложнения.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнаёт растения по внешнему виду.
Задание 2 (с.16-17)
Название лечебной травы
Какие части используются
(работа в группе)
-Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем крае. Рассмотрите растение. Заполните таблицу. Если будет затруднения, обращайтесь за помощью ко мне.( Учащиеся выполняют задание, учитель проверяет правильность выполнения)
Скоро мы уже сможем назначить лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами.
-Как люди в далёком прошлом узнавали о лекарственных растениях?
-Когда зародилось лечение с помощью растений? (С глубокой древности люди лечились при помощи лекарственных растений.)
-Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке?
-Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Вернёмся к нашим больным. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался. Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение.
(учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с.30 до конца темы) и просит учеников по мере поднять вверх тех игрушечных больных, которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов. После этого учитель сообщает, что куклы- помощники и игрушек выздоровели.
Физкультминутка
«Три медведя».
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди. А сынок — малютка просто. Присесть. Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи. С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1(с.16)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой)
Рефлексия
-Отвечаем на вопросы в рубрике «Подумаем!»на с.31учебника.
Подведение итогов урока
- вот и подошел урок к концу, посвящённый лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали?
-Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?
- Обратите особое внимание на последнее предложение вывода учебника: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешением взрослых»
Домашнее задание
Выполнить задание 3(с. 17) в рабочей тетради, прочитать учебник с. 28-31.