kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Растения в домашней аптечке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока "Расиения в домашней аптечке" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Растения в домашней аптечке"»

Конспект урока

Тема: Растения в домашней аптечке

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о пользе лекарственных растений через организацию прослушивания сообщений и работу с гербариями.

Задачи:

Образовательные: дать представления о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Воспитательные: воспитывать любовь, и бережное отношение к природе

Развивающие: Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД

Личностные

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом.
-осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.

Регулятивные

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, подготовке сообщений , иллюстрировании рассказов;
-находить и  выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников.

Познавательные

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий; 

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности; 

Коммуникативные

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;
-работать в группе;
- доброжелательное отношение друг к другу.

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гербарии или фотографии лекарственных растений(подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелетник, календула, валерьяна, шиповник)

Примечания: заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях.

Ход урока

Организационный момент

-Здравствуйте, дети, давайте мы с вами настроимся на хорошую работу, улыбнёмся друг другу и подарим улыбку мне.

Актуализация знаний

-Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?

-Когда этот праздник наступает в России?

Самоопределение к деятельности

-Ребята, вы когда- нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок кукол, игрушечных собак, медведей….

-Представим, что они заболели, и мы их будем лечить.

Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?

(Учитель обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одного болит горло, у другой - кашель,третья-простужена.)

-Чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит?

И всем по порядку

Даёт шоколадку

И ставит, и ставит им градусники!

Постановка учебной задачи

-Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечить в его семье кашель, больное горло, простуду? (ответы учеников.)

- А можно ли использовать растения?

- Какую цель мы поставим на урок? Чему будем учиться?

Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях. Ведь это средство предлагает нам сама природа.

Открытие нового знания

1.Беседа

(Учащиеся отвечают на следующие вопросы в рубрике «Вспомни» на странице 28 учебника)

Давайте прочитаем то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. И еще в книге «Великан на поляне». Прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав и душистых цветов. За окном зима, а у нас сегодня такая теплая, «летняя» тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравия.

(Ученики начинают рисовать на отдельном листе бумаги. Учитель начинает читать текст на с. 28-29 учебника и рассказ «Если тебе нужны лекарственные растения» из книги «Великан на поляне» (с.121-124). Если дети увлеклись рисованием, то после завершения чтения учитель может включить запись классического музыкального произведения (по выбору), чтобы учащиеся закончили работу под нее.)

-Какие растения называются лекарственными? (Растения при помощи, которых человек лечит какое-либо заболевание.)

- Назовите лекарственные растения. (Ответы учеников.)

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

- После того, что вы услышали, скажите: почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно?

- Почему их можно собирать не везде?

Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из них.

2. Работа по учебнику

С. 28-30

-Рассмотрите, как выглядят некоторые зеленые целители.

Узнайте названия этих растений.

- Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы? (Ответы детей.)

Теперь перевернем страницу учебника. Чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растения собрали. Может быть, даже укажет место сбора. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Мы поможем ему.

-Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях на с.30 учебника. Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на «Страничках Умного Совенка» (с.123).

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях. Учитель показывает фотографии и гербарий растений, о которых рассказывают ученики.)

3.Сообщения учащихся

Липа. Липу в городах сажают люди, которые очень любят лето. Поставишь на стол банку меда, и очень возможно, что это липовый мед – один из самых лучших, какие только существуют. Как тут не вспомнить о лете! А если ты простудился, наверняка заваришь себе вместо чая липовый цвет, попьешь его перед сном, а утром почувствуешь: здоровье возвращается. И опять тебе вспомнится лето, вспомнится долгий июльский день и гудящие пчелы в кронах, золотых от цветков.

Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветет оно в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. Они отцвели, их праздник кончился, а липа стоит нарядная, благоухающая…

На Руси липа была очень любима. И нее только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. Русские матрешки, расписная хохломская посуда многие другие чудесные произведения искусства – из липы. «Сосна кормит, а липа обувает», - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти, а плели их из липовой коры – лыка.

Одним словом, липа испокон веков служила человеку верой и правдой.

В городах липа – самое обычное дерево. Ее вполне можно назвать деревом-гражданином. Представить город без лип так же трудно, как без домов.

На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже 700 лет. В городах же липы живут 120-150 лет в парках,90 лет на бульварах, 65-70 лет на загазованных улицах, 55-60 лет в ямах на заальсфальтированной площади.

Валериана. Расставаясь с приятелем, мы обычно говорим: «До свидания»- и часто добавляем: «Будь здоров!»

Хорошее пожелание. Но если человек сильно нервничал, словами делу не поможешь .Тут нужно лекарство. А какое?

Осенью, когда в лесу бродят грибники, сборщики растений усиленно разыскивают валериану. Нелёгкое это дело: цветков уже нет, стебли завяли. Попробуй тут найти и выкопать корни.

А зачем понадобились именно корни? У каждого растения своя «кладовая».У валерьяны это корни. Из них готовят валериановые капли. Стоит выпить несколько капель- и сильно понервничавший человек успокоится. Недаром растению дали такое название. Однако произошло от латинского слова «», что значит «быть здоровым».

Валериана- растение высотой 60-150см, встречается отдельными экземплярами или группами по 3-6 растений вместе на заливах и болотных лугах, на сырых опушках лесов, в кустарниках; растёт даже на сухих местах. Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат, так нравящиеся кошкам.

Человек давно подружился с этим растением. В России ещё при Петре1 начали заготавливать валериану для госпиталей. Однако время её даже выращивали наряду с другими лекарствами травами на государевом Аптекарском огороде. Он помещал у сен Московского Кремля- на месте нынешнего Исторического музея.

Хорошее начало было положено. Но сколько полезных растений можно вырастить на одном городе? Вот наши учение и решили создать для валерианы отдельные плантации. Пусть целебных капель хватит для всех нуждающихся.

На полях растениям живется совсем не так, как в лесу. Едва они зацветают, им обламывают верхушки стеблей. Не узнаешь знакомое поле: вместо стройных красавиц торчат кудлатые карлики.

Жаль, конечно, утраченной красоты. Зато корням «обезглавленных» растений достанется больше пищи- они быстрее прибавят в весе. Значит, в аптеках будет больше лекарства, несущего людям здоровья.

Ноготки (календула). Их часто разводят на клумбах во дворах, садах и скверах. А в лесу или на лугу ноготки не встретишь. Когда-то их завезли в Россию из Европы, с тех пор и выращивают как красивое декоративное растение.

Лет тринадцать назад ноготки получили в нашей стране новую прописку: их стали сеять на лекарственных плантациях. За что же ноготкам такая честь? За яркие цветки. В них нашли разные целебные вещества, в том числе каротин, который и придаёт соцветиям оранжевую окраску. И чем ярче они окрашены, тем больше от них пользы. Поэтому для лекарственных полей отбирают растения с самыми яркими цветками.

Где же выращивают ноготки? В разных местах России, но больше всего в Краснодарском крае и Московской области.

Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков, хотя не всегда подозреваем об этом. Когда человек заболевает ангиной, врач обычно советует полоскать горло настойкой календулы: она убивает вредные микробы. Большой полощет горло, но, наверное, и не догадывается, что календула- это всего лишь научное название ноготков. Лекарства, приготовленные из соцветий этого растения, применяют также для лечения ран, ожогов, долго не заживающих язв, при заболеваниях печени.

А недавно обнаружили новое полезное свойство календулы. Оказывается, её запаха не выносит злостный вредитель картофеля- колорадский жук. Почему теперь земледельцы стараются выращивать между рядами картофеля спасительные ноготки.

Подорожник- значит растёт по дорогам. А мы часто проходим мимо, не замечая его прижатых к земле листьев и торчащего между ними длинного хлыстика. Подумаешь, невидаль-подорожник! Но если кто- нибудь во время прогулки или в пути обрежется, поцарапается, натрёт ногу, сразу вспоминают о подорожнике. И начинают его искать. А он тут как тут, ждёт, притаившись у дороги, и будто говорит: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ране- они успокоят боль, помогут ранке скорей затянуться».

И подорожник не обманывает- недаром его зовут другом путешественника.

В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных. Поэтому и больше его в тех местах, где ходят люди.

Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печет, а под его листьями влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимает свои листочки и она испарится.

Подорожник тоже путешественник, хотя и растение, неподвижно сидящее на земле.

Наступила осень, от дождей дороги стали грязными. Созревшие семена подорожника от сырости сделались клейкими. Вместе с грязью семена прилипают к сапогам прохожих и путешествуют с ними. Один экземпляр подорожника осенью дает примерно 14 тыс. семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам – везде, где ступает нога человека.

Семена подорожника переправились через океан в Америку. Они попали туда вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого».

Отвар листьев подорожника – полезное средство при болезни желудка.

Тысячелистник-Растение состоит из тонкого, длинного корневища и прямого ребристого стебля длиной 20-80 см, заканчивающегося пышным щитковидным соцветием. Соцветие состоит из мелких белы или светло-розовых цветочков. Цветёт с июня по август, после чего в сентябре вызревают семена. Плод – продолговатая семянка серебристо-серого цвета. Листья дважды перисторассеченные, короткочерешковые, состоящие из коротких, узких листочков. Тысячелистник можно легко узнать не только по его виду, но и характерному резкому запаху, поскольку тысячелистник богат эфирными маслами.

Тысячелистник.  Лечебные свойства

 Его листья и цветы содержат цинеол (8-10%), туйол, камфору, сесквитерпеноиды, кариофиллен, алкалоид ахиллеина, сложные эфиры. Кроме того они содержат изовалериановую, муравьиную, салициловую, аскорбиновую и уксусную кислоты, витамин К, флавоны, кумарины, каротин, инулин, дубильные вещества, органические смолы.

 Тысячелистник, лечебные свойства которого оказывают вяжущее, мочегонное, потогонное, усиливающее аппетит, кровоостанавливающее, обезболивающее, ранозаживляющее, и противоаллергическое действия, помогает в лечении многих заболеваний.  Он улучшает кровообращение, усиливает лактацию у кормящих матерей. Кроме этого лечебные свойства тысячелистника наделили его вяжущим, противовоспалительным и бактерицидным, а также успокаивающим действием.

Но всё же основная ценность этого растения, его основной «козырь» — это кровоостанавливающее свойство. Это лечебное свойство свёртываемости крови достигается благодаря содержанию в тысячелистнике алкалоида ахиллеина и витамина К, поэтому его еще называют кровавником.

Шиповник- это дикий куст с полезными плодами. Как декоративное растение его выращивают очень редко. О том, что есть у шиповника полезные свойства, знают многие: он укрепляет иммунитет, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, лечит хронические и острые воспалительные процессы. Для лечения, чтобы приготовить настойки и отвары, используют корень и ягоды шиповника.

Полезные свойства шиповника

Ягоды шиповника содержат больше аскорбиновой кислоты, чем лимоны и смородина. Это хороший природный антиоксидант. В шиповнике большое количество таких витаминов, как А, Р, Е, К, В2. Среди его полезных свойств — бактерицидный эффект.

При создании лекарств используют корни, плоды и даже цветы шиповника. Полученные из этих ягод средства, используют для лечения артрита, малокровия, заболеваний мочеполовой системы и других. Из шиповника делают мази, наружное применение которых помогает лечить дерматиты, ожоги, обморожения.

Полезные свойства ягод шиповника используют при лечении желчнокаменной болезни. Масло шиповника применяют для заживления ссадин и неглубоких трещин.

Чай из шиповника пьют в профилактических целях в период эпидемий гриппа. Смешав с медом, его пьют и больные респираторно-вирусными инфекциями. Это ускоряет выздоровление и облегчает проявление симптомов и осложнения.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнаёт растения по внешнему виду.

Задание 2 (с.16-17)

Название лечебной травы

Какие части используются





(работа в группе)

-Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем крае. Рассмотрите растение. Заполните таблицу. Если будет затруднения, обращайтесь за помощью ко мне.( Учащиеся выполняют задание, учитель проверяет правильность выполнения)

-Разгадайте кроссворд. с.17 №2

Ответ: валериана, шиповник, календула, липа, подорожник, тысячелетник.

Игра «Лечение»

Скоро мы уже сможем назначить лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами.

-Как люди в далёком прошлом узнавали о лекарственных растениях?

-Когда зародилось лечение с помощью растений? (С глубокой древности люди лечились при помощи лекарственных растений.)

-Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке?

-Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Вернёмся к нашим больным. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался. Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение.

(учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с.30 до конца темы) и просит учеников по мере поднять вверх тех игрушечных больных, которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов. После этого учитель сообщает, что куклы- помощники и игрушек выздоровели.

Физкультминутка

«Три медведя».

Три медведя шли домой             Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.    Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,  Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.         Присесть.
Очень маленький он был,         Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.               Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.         Дети имитируют игру с погремушками.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1(с.16)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой)


Рефлексия

-Отвечаем на вопросы в рубрике «Подумаем!»на с.31учебника.

Подведение итогов урока

- вот и подошел урок к концу, посвящённый лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали?

-Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?

- Обратите особое внимание на последнее предложение вывода учебника: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешением взрослых»

Домашнее задание

Выполнить задание 3(с. 17) в рабочей тетради, прочитать учебник с. 28-31.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Растения в домашней аптечке"

Автор: Таланина Наталия Михайловна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему: «Растения в домашней аптечке». "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastieniia-v-domashniei-aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "183208"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425760610"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему: "Растения в домашней аптечке""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_na_tiemu_rastieniia_v_domashniei_aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "464575"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522595932"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "конспект урока живой мир "Травы. Лекарственные травы. Опасные травы." "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-zhivoi-mir-travy-liekarstviennyie-travy-opasnyie-travy"
    ["file_id"] => string(6) "127371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415295711"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект  урока "Что надо знать о болезнях" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-chto-nado-znat-o-boliezniakh"
    ["file_id"] => string(6) "227566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440785247"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект по окружающему миру по теме "Растения в домашней аптечке""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_rastieniia_v_domashniei_aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "368966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481567014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства