Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пойми меня правильно"»
Классный час для младших школьников
«Пойми меня правильно»
Цель: познакомить с невербальными средствами общения; учить детей работать в команде; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями.
План классного часа
I. Беседа «Язык жестов».
II. Театр «Экспромт».
1. Сельская миниатюра.
2. Сценки из «Сказки о царе Салтане».
III. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Беседа «Язык жестов»
Классный руководитель. Ребята, скажите, как люди обмениваются информацией? (Ответы детей.)
Известный специалист по психологии общения Аллан Пиз утверждает, что в процессе общения только 20-40% информации передается с помощью речи, а остальная - при помощи мимики и жестов.
Сейчас мы с вами убедимся, что каждый из нас прекрасно понимает язык жестов.
(Приглашает к доске нескольких учеников и раздает им карточки с заданиями. Они должны продемонстрировать жесты, остальные учащиеся расшифровывают каждый жест.)
• Человек широко разводит руки в стороны.
• Человек приподнимает шляпу.
• Человек грозит указательным пальцем.
• Человек прикладывает палец к губам.
Ребенок начинает пользоваться жестами раньше, чем говорить. Это позволяет ему выражать эмоции, сообщать взрослым о своих потребностях. Затем малыш учится говорить, начинает ходить в детский сад и осваивает новые жесты.
- Общаясь между собой, дети часто используют жесты-дразнилки. Какие? (Высовывают язык, показывают фигу, крутят пальцем у виска.)
- Как вы думаете, почему взрослые не используют эти жесты в общении?
(Дети высказываются.)
Жесты позволяют судить о культуре человека. Осознавая это, взрослые контролируют свое поведение и не пользуются «детскими» жестами.
- Ребята, какие жесты вы используете на уроке? (Встаем, чтобы поприветствовать учителя, поднимаем руку, если хотим ответить.)
Актер немого кино Чарли Чаплин как-то сказал: «Дайте мне посмотреть, как вы двигаетесь и жестикулируете, и я сразу скажу вам, где вы родились». Как вы думаете, что он имел в виду?
(Дети высказываются.)
Жесты у разных народов существенно отличаются. Нередки случаи, когда одни и те же жесты в разных странах имеют противоположное значение. Например, мы часто прощаемся, помахивая поднятой ладонью из стороны в сторону, - такой жест у японцев обозначает «иди сюда». Когда собеседник качает головой слева направо, мы понимаем, что он не согласен с нами. А вот в Болгарии так выражают подтверждение и согласие, приговаривая при этом «да».
II. Театр «Экспромт»
Классный руководитель. Как вы думаете, представители какой профессии должны в совершенстве владеть языком жестов? (Актеры.)
Сегодня у каждого из вас будет возможность приобщиться к миру театрального искусства, поучиться актерскому мастерству.
1. Сельская миниатюра
Роли распределяют между учащимися. Учитель читает текст, а дети изображают действие при помощи мимики и жестов.
Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер. Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома стоит, вздрагивая, пес. Недалеко на жердочке пристроился воробей, он дремлет, иногда открывая то один глаз, то другой. Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник пробирается лиса. Вдруг закричал петух, почуяв лису, пес залаял
и погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома. Пес, тяжело дыша и виляя хвостом, подошел к хозяину. Хозяин погладил пса и, довольный, пошел спать.
2. Сценки из «Сказки о царе Салтане»
Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа берет карточку с заданием и при помощи жестов и мимики разыгрывает сценку из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Остальные учащиеся должны догадаться, о чем идет речь.
Карточка 1
...Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
Карточка 2
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет...
Карточка 3
...Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите ради бога!
Караул! Лови, лови,
Да дави его, дави...»
Карточка 4
...Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но Из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
III. Заключительное слово
Классный руководитель. Наша речь без жестов стала бы скучной и неинтересной. Но нужно помнить о том, что чрезмерно активная жестикуляция свидетельствует о низкой культуре человека, не говоря уже о том, что это может раздражать, быть неприятно собеседнику.