kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»
по внеклассному чтению (4 класс)

                                             
Цели урока:
•    Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.
•    Развивать  умение связно излагать свои мысли,  умение высказывать свою точку зрения о  прочитанном.
•    Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
•    Формировать опыт осмысления  школьниками ценностных основ обыденной жизни. 
•    Обогащать словарный запас детей, воспитывать   интерес   и   любовь   к   чтению,   к   урокам   чтения, взаимопонимание и уважительное   отношение друг другу.        

ХОД   УРОКА
І Организация класса              
Всем, всем!
Добрый день!

 Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделись своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме, 
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала!

ІІ Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?
- Прочитайте тему урока. 
- Какие цели мы поставим перед собой?
1. познакомиться с новым произведением;
2. определить его жанр;
3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)

- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)
- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План. 
1. Работа со словарём.
2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.
3. Анализ произведения.
4. Творческий пересказ.
5. Работа с пословицами.
6. Работа в группах (строительство дома).
7. Мини – сочинения.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока.

ІІІ Изучение нового материала.

а) Лексическая работа.
Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.
- У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.

ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.
ОПУШКА (леса) – край леса.
СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.
НЕВОД – большая рыболовная сеть.
ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.
ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

- Мы начинаем с вами строить дом.

 

 

    

б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.                                           (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)
Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.
    
 Счастливый мальчик.

 


  Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
-    Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
-    Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"
Опостылела мальчику такая жизнь.
Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.
На берегу мальчик громко крикнул:
-    Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
-    Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.

в) Работа над жанром произведения.

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?
- К какому литературному жанру оно относится?     (сказка)
- Почему?       (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)
- К какому виду сказок мы её отнесём?       (и бытовая и волшебная)
- Есть ли у сказки автор?     (нет, значит, она народная)
- Верно. Это иранская народная сказка.
- А есть ли похожие сказки у русского народа?      
(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)  
- Молодцы!

 

 

 

 


г) Анализ сказки с выборочным чтением.

- Какие композиционные части сказки мы знаем?                                                                       (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)
Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.

- Прочитайте зачин сказки.
(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)
- Поговорим о том, как развивалось действие.
- Кого поймал мальчик?
- О чём она попросила? Зачитай…
- Что пообещала в награду? Зачитай…
- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…
- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…
(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)
- Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?
(Опостылела мальчику такая жизнь)
- Докажите, почему?      (самое напряжённое, затем начнётся развязка) 
- В чём развязка действия? Расскажи…
- Чем закончилась сказка. Прочитаем…
- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…
- Молодцы!

 

 


ІV Физминутка.

Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, 
То зароются в песке.

-Молодцы!
V Творческий пересказ.
а) Индивидуальная работа.
- Составь картинный план.

 

Б)

- Как мать отнеслась к поступку своего сына?
- Попробуйте пересказать сказку от имени матери: 
«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды      
сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл  
жить во дворец…»

 

 

VІ Работа с пословицами (работа в парах).

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.
(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- На что похожи эти слова?      (на пословицу)
- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.
- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.

1 ряд.
А) Счастье дороже богатства.
Б) Счастье в руки не поймаешь.
В) Счастье с несчастьем близко живут.
    

2 ряд.
А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.          
Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.
В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.


3 ряд.
А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.
В) Счастью не верь, а беды не пугайся.

Самопроверка  (а  б  б)

 

 

 


                                                            

VІІ Групповая работа.

- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.

- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …  

 

 

 

 


VІІІ Просмотр  мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»
 А у всех ли счастье одинаково? 
- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.
- А в чём вы видите своё счастье? 

ІX  Мини - сочинения.

                       

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


X Домашнее задание (по выбору).

1.    Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.
2.    Придумать другой конец сказки.


XІ  Итог урока.

- Понравился ли вам урок?
                  - Что было интересно?
                   - Что трудно?
                  - «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя?  Какой урок усвоили? 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению »

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»

по внеклассному чтению (4 класс)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.

  • Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.

  • Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

  • Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.

  • Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.


ХОД УРОКА

І Организация класса

Всем, всем!

Добрый день!


Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделись своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!


ІІ Сообщение темы и целей урока.


- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)


- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини – сочинения.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.


ІІІ Изучение нового материала.


а) Лексическая работа.

Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.

- У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.


ЛАЧУГА бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.


- Мы начинаем с вами строить дом.







б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)

Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

Счастливый мальчик.





Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.

А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

  • Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:

  • Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.

В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.

Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"

Опостылела мальчику такая жизнь.

Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.

На берегу мальчик громко крикнул:

- Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!

Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:

- Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде.

С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.

Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.


в) Работа над жанром произведения.


- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? (сказка)

- Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

- К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)

- Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)

- Верно. Это иранская народная сказка.

- А есть ли похожие сказки у русского народа?

(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы!











г) Анализ сказки с выборочным чтением.


- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.


- Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

- Поговорим о том, как развивалось действие.

- Кого поймал мальчик?

- О чём она попросила? Зачитай…

- Что пообещала в награду? Зачитай…

- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)

- Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?

(Опостылела мальчику такая жизнь)

- Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка)

- В чём развязка действия? Расскажи…

- Чем закончилась сказка. Прочитаем…

- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

- Молодцы!







ІV Физминутка.


Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.


-Молодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

- Составь картинный план.




Б)


- Как мать отнеслась к поступку своего сына?

- Попробуйте пересказать сказку от имени матери:

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

жить во дворец…»






VІ Работа с пословицами (работа в парах).


- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)


- На что похожи эти слова? (на пословицу)

- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.


1 ряд.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.


2 ряд.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.



3 ряд.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.


Самопроверка (а б б)










VІІ Групповая работа.


- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.


- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …











VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»

А у всех ли счастье одинаково?

- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.

- А в чём вы видите своё счастье?


ІX Мини - сочинения.

























X Домашнее задание (по выбору).


  1. Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.

  2. Придумать другой конец сказки.



XІ Итог урока.


- Понравился ли вам урок?

- Что было интересно?

- Что трудно?

- «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению

Автор: Прохорова Валентина Александровна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства