kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»
по внеклассному чтению (4 класс)

                                             
Цели урока:
•    Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.
•    Развивать  умение связно излагать свои мысли,  умение высказывать свою точку зрения о  прочитанном.
•    Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
•    Формировать опыт осмысления  школьниками ценностных основ обыденной жизни. 
•    Обогащать словарный запас детей, воспитывать   интерес   и   любовь   к   чтению,   к   урокам   чтения, взаимопонимание и уважительное   отношение друг другу.        

ХОД   УРОКА
І Организация класса              
Всем, всем!
Добрый день!

 Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделись своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме, 
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала!

ІІ Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?
- Прочитайте тему урока. 
- Какие цели мы поставим перед собой?
1. познакомиться с новым произведением;
2. определить его жанр;
3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)

- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)
- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План. 
1. Работа со словарём.
2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.
3. Анализ произведения.
4. Творческий пересказ.
5. Работа с пословицами.
6. Работа в группах (строительство дома).
7. Мини – сочинения.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока.

ІІІ Изучение нового материала.

а) Лексическая работа.
Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.
- У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.

ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.
ОПУШКА (леса) – край леса.
СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.
НЕВОД – большая рыболовная сеть.
ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.
ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

- Мы начинаем с вами строить дом.

 

 

    

б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.                                           (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)
Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.
    
 Счастливый мальчик.

 


  Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
-    Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
-    Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"
Опостылела мальчику такая жизнь.
Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.
На берегу мальчик громко крикнул:
-    Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
-    Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.

в) Работа над жанром произведения.

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?
- К какому литературному жанру оно относится?     (сказка)
- Почему?       (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)
- К какому виду сказок мы её отнесём?       (и бытовая и волшебная)
- Есть ли у сказки автор?     (нет, значит, она народная)
- Верно. Это иранская народная сказка.
- А есть ли похожие сказки у русского народа?      
(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)  
- Молодцы!

 

 

 

 


г) Анализ сказки с выборочным чтением.

- Какие композиционные части сказки мы знаем?                                                                       (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)
Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.

- Прочитайте зачин сказки.
(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)
- Поговорим о том, как развивалось действие.
- Кого поймал мальчик?
- О чём она попросила? Зачитай…
- Что пообещала в награду? Зачитай…
- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…
- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…
(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)
- Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?
(Опостылела мальчику такая жизнь)
- Докажите, почему?      (самое напряжённое, затем начнётся развязка) 
- В чём развязка действия? Расскажи…
- Чем закончилась сказка. Прочитаем…
- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…
- Молодцы!

 

 


ІV Физминутка.

Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, 
То зароются в песке.

-Молодцы!
V Творческий пересказ.
а) Индивидуальная работа.
- Составь картинный план.

 

Б)

- Как мать отнеслась к поступку своего сына?
- Попробуйте пересказать сказку от имени матери: 
«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды      
сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл  
жить во дворец…»

 

 

VІ Работа с пословицами (работа в парах).

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.
(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- На что похожи эти слова?      (на пословицу)
- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.
- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.

1 ряд.
А) Счастье дороже богатства.
Б) Счастье в руки не поймаешь.
В) Счастье с несчастьем близко живут.
    

2 ряд.
А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.          
Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.
В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.


3 ряд.
А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.
В) Счастью не верь, а беды не пугайся.

Самопроверка  (а  б  б)

 

 

 


                                                            

VІІ Групповая работа.

- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.

- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …  

 

 

 

 


VІІІ Просмотр  мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»
 А у всех ли счастье одинаково? 
- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.
- А в чём вы видите своё счастье? 

ІX  Мини - сочинения.

                       

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


X Домашнее задание (по выбору).

1.    Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.
2.    Придумать другой конец сказки.


XІ  Итог урока.

- Понравился ли вам урок?
                  - Что было интересно?
                   - Что трудно?
                  - «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя?  Какой урок усвоили? 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению »

Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»

по внеклассному чтению (4 класс)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.

  • Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.

  • Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

  • Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.

  • Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.


ХОД УРОКА

І Организация класса

Всем, всем!

Добрый день!


Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделись своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!


ІІ Сообщение темы и целей урока.


- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)


- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини – сочинения.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.


ІІІ Изучение нового материала.


а) Лексическая работа.

Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.

- У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.


ЛАЧУГА бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.


- Мы начинаем с вами строить дом.







б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)

Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

Счастливый мальчик.





Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.

А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

  • Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:

  • Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.

В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.

Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"

Опостылела мальчику такая жизнь.

Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.

На берегу мальчик громко крикнул:

- Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!

Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:

- Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде.

С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.

Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.


в) Работа над жанром произведения.


- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? (сказка)

- Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

- К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)

- Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)

- Верно. Это иранская народная сказка.

- А есть ли похожие сказки у русского народа?

(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы!











г) Анализ сказки с выборочным чтением.


- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.


- Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

- Поговорим о том, как развивалось действие.

- Кого поймал мальчик?

- О чём она попросила? Зачитай…

- Что пообещала в награду? Зачитай…

- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)

- Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?

(Опостылела мальчику такая жизнь)

- Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка)

- В чём развязка действия? Расскажи…

- Чем закончилась сказка. Прочитаем…

- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

- Молодцы!







ІV Физминутка.


Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.


-Молодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

- Составь картинный план.




Б)


- Как мать отнеслась к поступку своего сына?

- Попробуйте пересказать сказку от имени матери:

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

жить во дворец…»






VІ Работа с пословицами (работа в парах).


- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)


- На что похожи эти слова? (на пословицу)

- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.


1 ряд.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.


2 ряд.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.



3 ряд.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.


Самопроверка (а б б)










VІІ Групповая работа.


- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.


- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …











VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»

А у всех ли счастье одинаково?

- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.

- А в чём вы видите своё счастье?


ІX Мини - сочинения.

























X Домашнее задание (по выбору).


  1. Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.

  2. Придумать другой конец сказки.



XІ Итог урока.


- Понравился ли вам урок?

- Что было интересно?

- Что трудно?

- «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению

Автор: Прохорова Валентина Александровна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120059

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства