КОНСПЕКТ УРОКА
Корень слова. Однокоренные слова.
Цели:
Уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково;
Учить находить корень в словах;
Учить выделять два признака однокоренных слов;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вновь отправляемся в увлекательную страну новых знаний.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться находить корень в словах;
Учится выделять два признака однокоренных слов; ещё раз убедимся в том что корень в однокоренных словах пишется одинаково.
-Давайте запишем число и классная работа.
Проверка домашнего задания.
- На дом вам было задано: записать однокоренные слова: с корнем –мор- (море) и с корнем –гор- (гора).
Прочитайте слова, которые вы составили. Назовите корень. (море, морская, моряк. Гора, горный, горка). Проверка правила.
Актуализация знаний
Индивидуальная работа.
Два ученика получают карточки.
Карточка №1. Подчеркни те пары слов, которые нельзя считать однокоренными. В остальных выдели корень.
Гора – горка
Берёза – берёзка
Весёлый – радостный (синонимы)
Летать – лётчик
Домашний – дом
Мороз – холод (синоним)
Сад – садовник
Карточка №2. Найди родственные слова , соединив их линиями. Выделите корень.
Мыло Чайник
Сахар Супница
Утка Хлебница
Хлеб Мыльница
Масло Сахарница
Суп Утятница
Чай Маслёнка
Два ученика работают индивидуально у доски.
Задание №1. Подбери к данным словам однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выдели в словах корень.
Звон, игра, письмо, свет, сад, смотр. (звонить, играть, писать, светить, садить, смотреть)
Задание №2. Запиши слова, разделив их на пять групп. Выдели корень.
Сад, побелка, ледяной, белила, дубовый, беленький, лёд, ходить, дуб, белый, садовый, ледок, ход, дубок, посадка, переход, ледник, белить.
Проверка работ
Коллективная работа.
Найдите лишнее слово. Запишите однокоренные слова и выделите в них корень. (у доски один ученик)
Море, морж, морская
Желток, железо, жёлтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, часики, часть
Печурка, печать, печка
Цирк, цирковой, циркуль
Вода, водный, водитель
Самоопределение к деятельности
- Спишите. Выделите в словах корень.
Садовник (сад, садовый), лесник (лес, лесной).
- Расскажите, как вы находили корень в словах? (подбирали однокоренные слова и выделяли в них общую часть).
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить корень в словах.
V. Работа по теме урока
- Внимание на экран (правило - просмотр видео )
1. Работа по учебнику
Стр. 75 упр. 133 (самостоятельно)
Далёкий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить.
Дол, долина, долинный.
Мир, мирный, мирить, помирить.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа со словом из словаря
- Ребята, послушайте пожалуйста небольшое стихотворение.
Я Москвою привык гордится
И везде повторяю слова:
Дорогая моя столица!
Золотая моя Москва!
- Какие словарные слова вам встретились? (Москва и столица)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним новым словарным словом Столица. (лексическое значение слова на экране)
- Давайте это слово разделим на слоги сто-ли-ца. Какой гласный звук мы слышим в первом слоге? (а)
- А пишем букву О. Поставьте ударение. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
- Подберите однокоренное слово к слову Столица. (столица – столичный)
- Здесь чередуется звук ц//ч
3. Работа с интерактивной доской
Задание №1.
Стол, столик, столовая, настольная
Гора, гористый, горка
Море, заморский, морской, моряк
Задание№2.
Оценку 5 получает Золушка.
Рефлексия
- Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.
VII. Подведение итогов урока
- Какие слова мы называем однокоренными? Что такое корень?
- Как найти в слове корень?
Домашнее задание: стр. 75 упр. 137