определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи, умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами).
определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение
умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению), аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи.
проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности, проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи.
№ п/п | Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
1 | Самоопределение к учебной деятельности | - Обратите внимание на картинку на доске (дерево). -Определите, каким словом можно назвать изображение и к какой части речи отнести? (имя существительное). | - определяют, к какой части речи относится слово дерево; - обсуждают результаты выполнения задания; (фронтальная) | Знать: понятия «части речи», «имя существительное» Уметь: определять части речи, различать имена существительные. | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предмету «русский язык» при определении частей речи, имени существительного. Коммуникативные УУД: - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении частей речи, имени существительного. - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при определении частей речи, имени существительного. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при определении частей речи, имени существительного; Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата выполнения задания при определении частей речи, имени существительного. |
2 | Актуализация знаний | Прочитайте слова, записанные на яблоках: Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые. - Как распределим яблоки на дереве? –Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. Проверка. – Что обозначают слова первого столбика? (им.сущ) – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? (глаголы) – На какие вопросы они отвечают? | -классифицируют части речи; -участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при выполнении задания; -обсуждают результаты выполнения задания; (фронтальная) | Знать: понятия «части речи», «имя существительное», «глагол». Уметь: классифицировать части речи по отличительным признакам; | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предмету «русский язык» при определении частей речи. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при классификации части речи по отличительным признакам; –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при классификации части речи по отличительным признакам; Регулятивные УУД: – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при классификации части речи по отличительным признакам; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при классификации части речи по отличительным признакам; Коммуникативные УУД: ––определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, умение формулировать собственное мнение) при классификации части речи по отличительным признакам. |
3 | Постановка проблемы | -Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Какие слова вы не определили ни в первый, ни во второй столбик? - Подумайте, что они обозначают? - Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему и цели урока. | -участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при выполнении задания; -обсуждают результаты затруднения; - формулируют тему и цель урока; (фронтальная) | Знать: понятия «части речи», «имя существительное», «глагол», отличительные признаки. Уметь: работать с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделять отличительные признаки частей речи | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предмету «русский язык» при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи; Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировки темы и цели урока; –постановка и формулирование проблемы при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи Коммуникативные УУД: - учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов при работе с понятиями «части речи», «имя существительное», «глагол», выделении отличительных признаков частей речи. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | - Что бы вы хотели узнать об этой части речи? Составление плана решения проблемы: 1. Познакомиться с новой частью речи. 2. Узнать, на какие вопросы она отвечает. 3. Что обозначает. 4. Научиться распознавать её среди других слов. 5. Научиться приводить примеры. | - Предлагают и обсуждают варианты решения проблемы; - составляют план решения выхода из проблемной ситуации; (работа в парах, фронтальная) | Знать: отличительные признаки самостоятельных частей речи; Уметь: отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; Регулятивные УУД: – составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; Логические УУД: –классификация частей речи по существенным признакам; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение) при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; учет разных мнений и умение обосновать собственное при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; - умение договариваться, находить общее решение при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при умении отличать части речи друг от друга, выделяя существенные признаки. |
5 | Решение проблемы | К каждому существительному на дереве подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. Трава зелёная. Стекло прозрачное Цветы живые - На какие вопросы отвечают эти слова? Работа в парах. Учебник.стр.86 упр.148 Прочитайте вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова? Запишите подходящие по смыслу слова. (Какой?) Легкий, белый, пушистый… (Какая?) Спелая, сладкая, душистая… (Какое?) Весеннее, яркое, лучистое, теплое… (Какие?) Добрые, вежливые, правдивые… Проверка Проверьте правильность выполнения задания с эталоном на доске Оцените себя ( поставьте оценку на полях) Вывод по учебнику. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? …, называются имя прилагательное. На какие вопросы планы мы можем дать ответ? 1. Познакомиться с новой частью речи. 2. Узнать, на какие вопросы она отвечает. 3. Что обозначает. | Подбирают по смыслу имена прилагательные к именам существительным; Определяют, на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что обозначает имя прилагательное, как часть речи; участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении плана работы; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, в учебнике. (работа в парах, фронтальная) | Знать: отличительные признаки имени прилагательного; понятие имени прилагательного Уметь: отличать имя прилагательное от других частей речи; определять понятие имени прилагательного | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – умение структурировать знания при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи. |
6 | Первичное закрепление | Работа в группах. Заполнить таблицу «Самостоятельная часть речи - имя прилагательное» - У вас на столах таблица с пропусками. Постарайтесь в группе её заполнить. 1. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает_______ __________ и отвечает на вопросы ____________,____________,______________,______________. 2.НАПРИМЕР:_____________________________________________________________ 3.Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. Проверка Проверьте правильность выполнения задания с эталоном на доске. Оцените работу группы. - Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. - На все вопросы удалось получить ответ? | структурирует знания при изучении части речи имя прилагательное; выполняет устные и письменные упражнения при заполнении таблицы «Самостоятельная часть речи - имя прилагательное»; - участвует в учебном диалоге с одноклассниками при обсуждении части речи имя прилагательное; (работа в группах, фронтальная) | Знать: отличительные признаки имени прилагательного; понятие имени прилагательного Уметь: отличать имя прилагательное от других частей речи; определять понятие имени прилагательного | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – умение структурировать знания при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой Первичное закрепление | Стр. 87 упр. 151. Прочитать словосочетания. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Взаимопроверка Сверяем с эталоном на доске *Дополнительное задание: Подобрать для каждого имени прилагательного синоним из слов для справок и согласуйте его с именем существительным. | структурируют знания при изучении части речи имя прилагательное; выполняют письменные упражнения при определении имени прилагательного; -осуществляют самопроверку; (индивидуальная) | Знать: отличительные признаки имени прилагательного; понятие имени прилагательного Уметь: отличать имя прилагательное от других частей речи; определять понятие имени прилагательного | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – умение структурировать знания при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Логические УУД: – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. - Давайте, поиграем. Отгадайте кто это? 1) Игра. Отгадай кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. Рыжая, хитрая, ловкая. Серый, хищный, жадный. Белый, пушистый, холодный. Круглое, сладкое, сочное. 2) Работа в группах. На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер. Проверка Каждая группа представляет свой ответ. | - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении части речи имя прилагательное; - структурирует знания при изучении части речи имя прилагательное; - анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при изучении части речи имя прилагательное; - участвует в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве при изучении части речи имя прилагательное; (фронтальная, работа в группах) | Знать: отличительные признаки имени прилагательного; понятие «имя прилагательное»; Уметь: отличать имя прилагательное от других частей речи; находить имя прилагательное в тексте; описывать предмет с помощью прилагательных; | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; – умение структурировать знания при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при определении отличий имени прилагательного от других частей речи; поиску имени прилагательного в тексте; описыванию предмета с помощью прилагательных. |
9 | Рефлексия деятельности | Какую цель ставили? Удалось ли достичь цели? Каким способом? Самооценка учащихся в форме незаконченного предложения. Полученные знания пригодятся мне… Я могу себя похвалить … Мне удалось на уроке… Мне не удалось на уроке… | - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении темы и цели урока; - структурирует полученные знания при изучении части речи имя прилагательное; - анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при изучении части речи имя прилагательное; - осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при изучении части речи имя прилагательное; (фронтальная, индивидуальная) | Знать: отличительные признаки имени прилагательного; понятие имени прилагательного Уметь: отличать имя прилагательное от других частей речи; определять понятие имени прилагательного | Личностные УУД: –проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; –самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Регулятивные УУД: – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Познавательные УУД: – умение структурировать знания при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Логические УУД: – анализ, синтез, сравнение, классификация при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; Коммуникативные УУД: –определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при нахождении отличий имени прилагательного от других частей речи и нахождении имени прилагательного в тексте. |