Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Буква д"»
ЕМА: "Звуки [д], [д'], буква Д,д"
Задачи:
Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить детей давать характеристики звукам; способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность; формировать плавное, выразительное, сознательное чтение.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
характеризовать данные звуки по алгоритму
Метапредметные:
понимать и принимать поставленную учебную задачу, самостоятельно составлять план работы на урок, оценивать свою работу на уроке
составлять алгоритм работы
находить нужную информацию (в том числе в дополнительной литературе)
Личностные:
осознавать смысл пословицы Терпение и труд все перетрут.
Ход урока:
Мотивация познавательной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайся всё понять -
Будешь грамотно писать.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Фонетическая зарядка
-Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)
-Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)
- Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д,])
- Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Составьте план своей работы.
Актуализация знаний
- Что вы видите на картинке?
Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. (даем характеристику, составляем схемы, ставим ударение)
- Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? − Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите. - На что похожа буква Д?
Д-это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!
У детей карточки зелёные и синие.
- Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д'] -зелёную:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил-
Дырку в дубе он пробил.
Организация познавательной деятельности
Письмо элементов строчной буквы д.
− Чем отличается письменная буква от печатной?
− Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу).
− В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).
− Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму)
Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.
«Сказка про букву Д»
Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.
Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!
Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».
Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:
– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!
– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.
Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!
– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!
– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».
– Да! – ответила буква «Д».
– Сейчас ты пойдешь гулять?
– ДА! – снова ответила буква «Д».
– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?
– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».
И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.
И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!