kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу; объяснять значения суффиксов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов"»

Тема «Значения суффиксов»

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Откройте тетради, запишите число.

  1. Минутка чистописания.

-Отгадайте, какие слова спрятались. Потерялись гласные.

Крн, сффкс,кнчн, прствк (корень, суффикс, окончание, приставка).Запишите эти слова.

Игра «Найди слово» Подберите слово к схеме.

Воробьишка, лапка, подарила, мышка, дом.

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий. (толстяк, болтун, силач, храбрец, дикарь)

- Как найти в слове суффикс?

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

- Кто может назвать тему урока? Узнаем, что означают суффиксы.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

- Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?(общий корень), отличаются суффиксами.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами. Они могут быть увеличительными - домище, уменьшительно- ласкательными зверюшка, полюшко, обозначать профессию бетонщик, водитель, названия детёнышей животных зайчонок, лисёнок, оттенок цвета зеленоватый, красноватый и многие другие.

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.


2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Какое значение словам придают эти суффиксы? Уменьшительно-ласкательное

3. Анализ смысловых значений суффиксов

- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

- Запишите ещё два слова с суффиксом -ушк-.Коровушка, головушка.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом. Воспитатель, учитель, водитель, строитель

- Выпишите любые три слова, выделите суффикс.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

Голова- головушка, наклоны головы в стороны, глаза- поморгать глазками, рука -круговые вращения руками, нога- приседания. Тихо сели.


VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 171 (с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173 (с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка.)

Упр. 174 (с. 93).

- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

- А кто помнит мораль басни? Расскажите.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

- Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.увеличит, уменьшит-ласкат

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- У кого были трудности на уроке? Какие трудности?

- Что общего между суффиксом и приставкой?(служат для образования новых слов)

Оценки за урок.

Домашнее задание

Упр. 172 (с. 92).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов"

Автор: Рудик Юлия Валерьевна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства