Решение частных задач. Словесный: учебный диалог. Практический: отгадывание загадок; моделирование. Словесный: ответы на вопросы. Физминутка Словесный: учебный диалог Практический: составление предложений Практический: разбор имени существительного Практический: орфографическое упражнение с морфологическим заданием | 10 1 5 11 11 | Воспроизведение знаний об имени существительном. - Что вы можете рассказать об именах существительных? - Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам) - Что такое склонение? (Изменение по падежам) Ребята откройте справочник, сейчас мы с вами составим модель правила о падежах. Я буду загадывать вам загадки о падежах вам нужно назвать эти падежи, ответить на вопросы и записать это в модель. 1. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю Мои вопросы кто? и что? Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж). На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (кто? что?). С какими падежами употребляется этот падеж?(он не употребляется с предлогами) Каким членом предложения он является?(подлежащее) 2. Кого же нет?Я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) ) На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (кого? чего?). С какими падежами употребляется этот падеж?(без, у , от, до, из, для, с, возле) Каким членом предложения он является?(подлежащее) 3. Я работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) ) На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (кому? чему?). С какими падежами употребляется этот падеж?(к по) Каким членом предложения он является?(подлежащее) 4. Кого винить мне видно сразу! Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) ) На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (кого? что?). С какими падежами употребляется этот падеж?(через, по, в, во, на, за, под) Каким членом предложения он является?(дополнение) 5. Творите чем? Творите с кем?Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад. На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (кем? чем?). С какими падежами употребляется этот падеж?(над, за, под, перед, с, со, между) Каким членом предложения он является?(дополнение) 6. Мне без предлогов свет не мил Пусть будет «в», и «о», и «при» - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) ) На какие вопросы отвечает существительное в этом падеже? (о ком? О чем?). С какими падежами употребляется этот падеж?(при, о, об, на, в, во) Каким членом предложения он является?(дополнение) -Итак, кто хочет выйти к доске и показать, какую модель он составил? Ребята, все ли верно в этой модели? Что вы можете добавить в модель? Добавьте в свою модель, то что мы назвали. Падежи И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком? Что? Чего ? Чему? Что? Чем? О чем? нет без, у , к, по. через, по, над, за при, о, предл. от, до, в, во, под, перед об, на, из, для, на, за, под, с, со, между на, в, во с, возле Подлежащее Дополнение Кто может рассказать все о падежах, используя эту модель? N начинай,M продолжи. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Ребята, сейчас мы проверим насколько вы усвоили тему падежи. Для этого мы выполним проверочную работу. Проверочная работа по теме: "Падежи имён существительных". Фамилия, имя _________________________________Дата __________________ Вариант 1. 1. Выпиши только имена существительные. Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец. Пение, припев, певец 2. Распредели существительные по родам: Журавль, одеяло, сверло, кабачок, аквариум, мельница, вафля. Женский род: мельница, вафля. Мужской род: журавль, кабачок, аквариум. Средний род: _одеяло, сверло 3. Спишите, обозначьте падежи имен существительных. Гулять по аллее (д.п ) слышу раскаты ( в.п) залез на вершину ( в.п) статья о художнике ( п.п) горжусь сестрой ( т.п.) 4. Составь из слов каждой строчки предложение. Слово река поставь в нужной форме, определи падеж этого слова. Зимой на реке(п.п.) появился лёд. Замело берега реки (р.п) снегом. Гордятся жители города своей рекой (т.п.). 5. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных. Зима(и.п) завалила город пушистым снегом(т.п.). С верхушки(р.п.) старого дерева сорвалась птица(и.п.). 6. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом. птица (р.п.) без птицы море (т.п.) над морем зима (д.п.) к зиме 7. Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж. Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой. 1. Плыть (по чему? Д.п.) по реке (на чем? П.п) на лодке. Расти (на чем? П.п.) на опушке (чего? Р.п.) леса. Уколоть (что? в.п.) палец (чем? Т.п.) иглой. Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу. Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок. Работать (_______________) учителем (_______________) в школе. Проверочная работа по теме: "Падежи имён существительных". Фамилия, имя _________________________________ Дата __________________ Вариант 2. 1. Выпиши имена существительные. Плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание. 2. Распредели существительные по родам: Корабль, бревно, покрывало, сундучок, костюм, пыльца, сабля. Женский род: пыльца, сабля. Мужской род: корабль, сундучок, костюм. Средний род: бревно, покрывало, 3. Обозначьте падежи имен существительных. Уважать труд ( в.п.) рад успеху ( д.п.) рисовал карандашом (т.п. ) рос на окошке ( п.п.) выучил таблицу ( в.п.) 4. Составь из слов каждой строчки предложение. Слово река поставь в нужной форме, определи падеж этого слова. Зимой на реке(п.п.) появился лёд. Замело берега реки (р.п) снегом. Гордятся жители города своей рекой (т.п.). 5. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить падеж выделенных имен существительных Посыпался с деревьев(р.п) серебристый снег(и.п.) . Белый ковер(и.п) покрыл холодную землю(в.п.). 6. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом. Зима (в.п.) до зимы лед (р. П.) без льда роща (т.п.) за рощей 7. Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж. Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой. Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы. Построить (_____________) крепость (_____________) из снега. Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно. Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах. Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником. Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках. | Отвечать на вопросы учителя Отгадывать загадки Анализировать информацию о падежах, Моделировать Сравнивать модель Анализировать работу одноклассника, делать выводы. Формулировать правило о падежах. Определять падеж Наблюдать за постановкой падежа Делать вывод о том как правильно определять падеж Составлять предложения Усваивать правила разбора существительного оформлять свои мысли в устной форме Устно разбирать существительное Разбирать существительное письменно Делать образец Списывать упражнение, вставляя пропущенные буквы Определять падежи Делать взаимопроверку | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; группируют предметы и объекты; актуализация знаний. . К: выражают свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации; Л: устанавливают связи между результатом и тем что побуждает к деятельности и ради чего она осуществляется. Уметь ориентироваться в учебнике; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Осознают свои возможности в учении; Участвовать в диалоге; Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций. Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Контролировать свои действия. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; . Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; проводить подведение под понятие, выведение следствий; Понимать значение знаний для человека и принимать его; |