Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: " Ударение"»
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: « Ударение.»
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представления детей об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; определять ударение в слове, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова, познакомить с орфоэпическим словарём русского языка, учить правильному литературному произношению слов, ввести в активный словарный запас учащихся термины «ударение», «орфоэпический словарь».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: устанавливать связь между целью и ее результатом и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Предметные УУД: умение выделять и находить ударение в словах, иметь представление о смыслоразличительной функции ударения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по предложенному плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в иллюстрациях, литературных произведениях, используя жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; определять общие для всех правила поведения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Все готовы к уроку.
Настроение у всех хорошее.
2. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словарные слова, которые вы записали. Прочитайте слова, которые имеют только один способ переноса. (Рус-ский, пе-нал.)
Прочитайте слова, которые имеют несколько способов переноса? (Воробей, воро-бей, во-рона, воро-на, ка-рандаш, каран-даш, ли-сица, лиси-ца.) Какое слово нельзя переносить? (Язык.)
3. Актуализация знаний
— В домашней работе у вас встретилось слово язык. Поставьте в слове язык ударение. Какой слог оказался под ударением? (Второй слог -зык-.)
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока. (Ударение.)
Определите познавательную задачу урока. (Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным?)
Сегодня на уроке мы будем находить в слове ударный слог; определять ударение в слове, познакомимся ещё с одним видом словаря — орфоэпическим.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по теме: « Ударение»
Прослушивание стихотворения А. Шибаева «Ударный слог».
Работа по учебнику (с. 39, упр. 1)
— Прочитайте стихотворение, выделяя голосом ударный слог. Найдите в стихотворении двусложные слова с ударным вторым слогом. (Отметь, его, стучит, моя, звучит)
Найдите трёхсложное слово с ударным третьим слогом. (Молоток.) Прочитайте трёхсложные слова с ударным вторым слогом. (Ударный, ударом.)— Постарайтесь объяснить, почему один из слогов в слове назван ударным. (На слог падает ударение.)
Догадайтесь, как называются слоги, на которые ударение не падает. (Безударные.)
Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке».
Чтение вслух.
2. Первичная проверка понимания
— Что такое ударение? (Ударение — это выделение в слове голосом одного из слогов.)
Какой слог называется ударным? (Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным.)
Какой слог называется безударным? (Слоги, на которые не падает ударение, называются безударными.)
Подумайте, сколько ударных слогов может быть в слове. (Только один.)
Работа по учебнику (с. 40, упр. 2)
— Рассмотрите слогоударные схемы.
Определите в них сходство. (Это схемы слов.)
Определите в них различия. (В схемах разное количество слогов и ударение падает в словах на разные слоги.)
Подумайте, почему не над всеми словами поставлен знак ударения? (В односложных словах ударение не ставится.)
Постарайтесь подобрать к каждой схеме слова.
Заслушиваются варианты ответов учащихся.
Выполнение письменного задания и его коллективная проверка.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Как вы думаете, когда люди могли исполнять эту песенку?
К кому люди обращались с речью? (К жаворонку.)
Кто такой жаворонок? (Птица.)
Произнесите название птицы, выделяя ударный слог.(Обратить внимание учащихся, что в фольклорных произведениях, в народных песнях, допускается для большего благозвучия перенесение ударения в слове жавороночки на третий слог.)
— Прочитайте слова, над которыми не поставлено ударение.
Заслушиваются ответы учащихся.
— Объясните, почему над этими словами не поставлен знак ударения. (Это или односложные слова, или слова с буквой ё).
Запишите первое предложение из песенки. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог в каждом слове.
Расскажите, как вы нашли ударный слог в слове?
Прочитайте сведения о языке под рубрикой «Запомни» на странице 40.
Расскажите, как вы поняли предложенный вам текст.
Заслушиваются высказывания учащихся.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Знакомство с орфоэпическим словарём учебника.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на странице 41.
Показ любого орфоэпического словаря русского языка и словаря для школьников «Говори правильно» (Авторы: А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова).
— Откройте учебник на странице 136. Какой словарь расположен на этой странице?
Итак, что мы можем узнать из орфоэпического словаря? (Из орфоэпического словаря мы можем узнать правильное произношение слов, узнаем, как правильно поставить ударение в некоторых словах.)
Работа по учебнику (с. 41, упр. 5)
— Прочитайте слова в учебнике на странице 136, выделяя голосом ударные слоги.
Спишите слова в тетрадь. Обозначьте ударение.
Попробуйте устно составить предложения с этими словами.
Заслушивание ответов учащихся.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте.
— Прочитайте слова в каждой рамке. Подумайте, все ли слова читаются правильно. Почему? (В некоторых словах неверно стоит ударение.)
Назовите слова, в которых ударение стоит верно.
Постарайтесь сделать вывод: какое значение имеет ударение в словах? Запишите в тетрадь называния птиц. Поставьте в словах ударение. Подчеркните ударные слоги.
7. Самостоятельная работа
— Прочитайте стихотворения. Спишите одно из стихотворений.
Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
— Поставьте ударение в словах.
В каких словах вы не будете ставить ударение? (Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.)
8. Домашнее задание
Устно повторить изученный на уроке материал, устно придумать слова с ударением на 1, 2 и 3 слоги и с буквой ё.
9. Подведение итогов урока
— Что такое ударение?
Как определить ударение в слове?
Нарисуйте слогоударную схему к словам словари, книги (слова записываются на доске или на карточке).