Учитель: Доброе утро, ребята. Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку. Ведь от улыбки сразу станет всем теплей.
II. Минутка чистописания
Учитель: Начинаем урок русского языка. Прежде чем начать работу, давайте вспомним памятку: (Слайд 2)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Открыли тетради, запишем сочетание сл на одной строчке, а на другой строчке СЛОВО. Затем запишите сегодняшнее число и классная работа.
III. Сообщение темы урока. Целеполагание урока
Учитель: Ребята, вы написали в чистописании слово.
Что можете о нем сказать?
Ученики: Слово имеет звуко-буквенную форму.
Слово имеет лексическое значение.
На доске появляется схема - составляем кластер
Слово
Звуко-буквенная форма лексическое значение
А о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Вы узнаете попозже.
1. На экране появляется Кроссворд «Морфемы» (Слайд 3)
Учитель: Из далёкой страны Словарии прилетела к нам Мудрая Сова и принесла телеграмму от её жителей. (читаю телеграмму) Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят. Я надеюсь, что четвероклассники Тюрлеминской школы могут им помочь.
2. Самостоятельная работа. Отгадываем кроссворд (ребята работают в парах и записывают ответы)
1.Я стою перед корнем и могу образовывать слова. (приставка)
2.И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня (суффикс)
3.А я без окончания проживу, удалите его от меня! (основа)
4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать (корень)
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение (окончание)
3. После завершения работы проверяем, на слайде появляется ответ кроссворда (Слайд 4)
Учитель: По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)
А что такое морфема? Кто слышал о таком слове?
(Если дети затрудняются ответить, на помощь придет толковый словарь.) Прочитайте по учебнику тему сегодняшнего урока - Состав слова.
Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
Ученики: учиться находить части слова, разбирать их по составу.
IV. Актуализация знаний.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что мы знаем о составе слова?
Ученики: Слова состоят из корня, суффикса, приставки, окончания, основы.
(На доске появляется схема слова, но части слова там перепутаны
Учитель: Ребята, расставьте, пожалуйста, эти части слова на свои места
(Ученик выходит к доске и расставляет части слова на свои места)
Учитель: Прочитаем по учебнику правила на стр.95
V. Основная часть
Применив эти знания, мы будем учиться разбирать слова по составу. Мудрая Сова принесла для вас задания. (из конверта достаём задания и выполняем их вместе, после каждого задания делаем вывод)
Задания Мудрой Совы:
Учитель: А теперь поиграем в игру «Лишнее слово», поработаем в парах, разберем слова по составу. Вы должны объяснить почему данное слово лишнее.
2 задание: Игра «Лишнее слово»:
Дорога, путь, дорожный, дорожник. (Почему слово путь лишнее?)
Весельчак, веселый, грустный, веселье.
Поле, полька, полюшко, полевод.
3 задание: Записать слова под диктовку, найти орфограммы в словах, разобрать по составу, (работаем вместе)
Грустный, пригородный, посадки.
4 задание: (работаем со схемами – слова показаны на слайде 6)
(Ребята на партах составляют схемы этих слов. )
Поговорка Говорливый Разговор Скороговорка
5 задание: Игра «Разбери матрёшку» (игра на внимание)
В матрешке спрятаны слова, вытаскиваем оттуда по одному слову и дети должны угадать, какую часть слова отняли (перевозчики – перевозчик – перевоз – воз)
VI. Физкультминутка. (слайд 7)
Учитель: А теперь немножко отдохнем. Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можете выполнять?
С при – приставкою – присесть
С по – приставкою – попрыгать
С под – подмигнуть глазками
С вы – вытягиваем ручки,
О- опустим их опять
С за зарядку завершим.
VII. Продолжение основной части урока.
1.Работа по учебнику. Письменно выполнить упражнение 153, стр.95
2.Составим синквейн. Скоро, очень скоро по календарю начинается зима. Но какая зима без … (снега?)
Снег
Какой? Первый, пушистый
Что делает снег? Ложится, падает
Куда ложится? На землю, на крыши домов.
Составим предложение и запишем в тетрадь.
Пушистый снег падает на землю. (разбираем предложение по членам)
3. На слайде 8 появляется стихотворение С.Погорельского
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки.
Режут лёд снегурки.
Учитель: О чем это стихотворение?
Что заметили в этом стихотворении? (ученики находят однокоренные слова и разбирают их)
4.Игра «Светофор» (зеленый – да, красный - нет) Слайд 9
1. Окончание -изменяемая часть слова. ДА
2. Приставка стоит после корня. НЕТ
3. С помощью суффикса образуются новые слова ДА
4. В основу входит все слово. НЕТ
5. Окончание образует новые слова НЕТ
6. Корень – общая часть родственных слов ДА
7. Чтобы найти приставку, надо подобрать слово с другой приставкой ДА
8. Окончание бывает нулевым ДА
ХIII. Итог урока. Оценивание работ.
Рефлексия Работа с листом самооценки.
-Умею различать корень как главную часть слова.
-Умею различать окончание как изменяемую часть слова.
-Умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова.
-Умею различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
-Умею из ряда предложенных слов выбирать слова, подходящие к данной схеме, формуле, инструкции.
Учитель: Разгадаем Шараду. (Слайд 10)
Корень мой находится в цене,
Вочеркенайди приставку мне,
Суффикс мой втетрадкевсе встречаем,
А окончание найдешь ты в словеслава.
Вся же- в дневнике я и в журнале. (Оцениваю работы учащихся)