kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Служебные и самостоятельные части речи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и  обобщения  знаний о частях речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Служебные и самостоятельные части речи" 4 класс»

Кибирева Лариса Петровна , учитель начальных классов

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Перспектива».

Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.

Планируемые результаты:

1. Предметные: уметь распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи; знать особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте. Начать знакомство с частью речи имя числительное.

2. Метапредметные: уметь ориентироваться в таблице, анализировать языковой материал, строить логически аргументированные высказывания; уметь сотрудничать в группе, в паре.

3. Личностные: осознавать богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.

Бабушка, любить, свой, внук.

Она, они, рассказывать, сказка.

Бабушка, готовить, внук, вкусный, угощение.

Прочитайте получившийся текст.

Из каких частей речи состоят данные предложения?

Надпишите названия частей речи над словами.

Попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как . Удалось ли вам это сделать? Почему?

  1. Определение темы и целей урока.

Кто догадался, какова тема урока?
Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу (на слайде).

Знаем

В русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица.

Хотим узнать

Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Какая группа частей речи важнее? Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным? Какая группа частей речи важнее?

На доску вывесить карточки с вопросами:

Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Какая группа частей речи важнее? Можно ли обойтись без служебных частей речи? Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным?

  1. Изучение нового материала. Работа в группах.

Дайте характеристику выделенной части речи в предложении по вопросам:

Какая часть речи?

Что обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Каким членом предложения является?

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение.

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку.

Задания для групп. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

Обобщить ответы групп на слайде.

Какие признаки имеют

Самостоятельные части речи

имеют лексическое значение

имеют морфологические признаки

являются членами предложения

всегда можно задать вопрос

имеют морфемы

изменяются

Служебные части речи

не имеют лексического значения

не имеют морфологических признаков

не являются членами предложения

невозможно задать вопрос

не имеют морфем

не изменяются

Изучение информации в таблице учебник упр. 203 стр. 74.

К какой группе частей речи можно отнести эти строки?

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет.

А теперь выясним, какая группа частей речи важнее? Можно ли обойтись без служебных частей речи? (вопросы вывесить на доску)

  1. Работа в парах.

Редактирование текста. Перед вами отрывки из сказок К. Чуковского «Краденое солнце» и П.Ершова «Конёк-Горбунок». Вам нужно редактировать предложенный текст.

А) Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул Заинька … окно,

Стало Заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.



Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул Заинька в окно,

Стало Заиньке темно.

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Б) Вечер …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает.

Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идет,

Ест картошку и поет.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает.

(Дети редактируют и далее зачитывают свои тексты)

С помощью каких слов вам удалось отредактировать текст?

В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)

Для чего служат в предложении предлоги? (Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)

Какую роль в предложении выполняют союзы? (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)

Предлоги, союзы, частицы-

Все встали в один хоровод,

Служебные важные лица –

На редкость серьезный народ.

  1. Самостоятельная работа (разноуровневые задания).

А) Распредели слова на группы: Сад, прекрасный, он, двенадцать, над, хорошая, миллион, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, я, ребята, играл, тысяча, мы, а, мальчик.

Б) Напиши сверху части речи.

Одинокий, один, уединиться, одиночество, одиннадцать.

Два, двойка, двуглавый, удвоить, двоечник, двенадцать, двоится (в глазах).

Миллионер, миллионный, миллионник (город с населением в миллион или более жителей), миллион.

В) Найди «лишнее» слово в каждой строчке.

Он, мы, тебе, но, ты, вам, они.

Автобус, аллея, а, абрикос, азбука.

Пятачок, пятёрка, пять, пятёрочник.

Что вызвало затруднения? Что нового встретилось? Знаете ли вы эту часть речи?

  1. Итог урока.

Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы? Что стало более понятным после этого урока? Какие задания показались трудными? На последующих уроках мы будем отвечать на эти вопросы: Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным?

  1. ДЗ. Задание на карточке

Раздаточный материал:

  1. Бабушка, любить, свой, внук.

Она, они, рассказывать, сказка.

Бабушка, готовить, внук, вкусный, угощение.



  1. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________



2.С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________

2. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________



2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________



2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________

2. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________



2. Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

Какая часть речи? ________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

Каким членом предложения является?______________________________

Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________

_________________________________________________________________

Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул Заинька … окно, Стало Заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал.



Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает.

4. Распредели слова на группы:

сад, прекрасный, он, двенадцать, над, хорошая, миллион, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, я, ребята, играл, тысяча, мы, а, мальчик.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напиши сверху части речи.

Одинокий, один, уединиться, одиночество, одиннадцать.

Два, двойка, двуглавый, удвоить, двоечник, двенадцать, двоится (в глазах).

Миллионер, миллионный, миллионник (город с населением в миллион или более жителей), миллион.

4. Найди «лишнее» слово в каждой строчке.

Он, мы, тебе, но, ты, вам, они.

Автобус, аллея, а, абрикос, азбука.

Пятачок, пятёрка, пять, пятёрочник.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Служебные и самостоятельные части речи" 4 класс

Автор: Кибирева Лариса Петровна

Дата: 05.06.2024

Номер свидетельства: 652123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему: «Части речи» "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416736993"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obrazovaniie-nariechii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "148041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419565126"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме Междометие "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-miezhdomietiie"
    ["file_id"] => string(6) "122693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414328224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства