Тема | Виды речи |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с учебником, видами речи (устная, письменная), формированию представления о значении родного языка в жизни людей и роли русского языка |
Тип урока | Повторение |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка |
Личностные результаты | Проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность; знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозна- чениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: договариваются с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная, внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять И внимательно читать. Звуки с буквами пришли И порядок навели. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Подготовка к основному этапу занятия. Знакомство с учебником «Русский язык» | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа | – У нас сейчас урок русского языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках. – О чем говорит название учебника? | Слушают учителя. – «Русский язык». Знакомятся с обложкой. – Учебник поможет узнать новые слова, | Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться. Высказывают свои | Работа с учебником. Беседа по вопросам |
| | – Почему эту книгу называют учебником? Показывает для сравнения художественную книгу. – Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель? – Рассмотрите учебник. В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр. Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником | которые есть в русском языке, научиться правильно говорить и писать, чтобы можно было поделиться своими мыслями с другими людьми. – Эти слова объеди- няет тема «Школа. Учеба». Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, бережно относиться к книге | предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами | |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 5, 6) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Мы начинаем изучать предмет «Русский язык» с раздела «Наша речь». Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроках. – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. | Слушают учителя. Читают. – Какая бывает речь? | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе с учителем | |
| | – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | | | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Какая бывает речь? (Упр. 1, 2). Работа в рабочей тетради (№ 1, 2) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схему. Что вы знаете о речи? – Прочитайте текст. Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше? | Рассматривают схему, составляют по ней рассказ. Читают текст, отвечают на вопросы к нему | Используют знаково- символические средства для решения учебной задачи. Осознанно читают текст. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику | Беседа по вопросам, работа со схемой |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На болоте две лягушки Утром рано умывались, Полотенцем обтирались. Вправо, влево наклонялись. Ножками потопали, Ручками похлопали, Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- жений |
2. Роль русского языка (упр. 3). Работа в рабочей тетради (№ 4) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунки. Прочи- тайте предложение. Выполните задания. – Приходилось ли вам общаться с детьми других националь- ностей? | Рассматривают рисунки. Читают предло- жение. Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя. Работают | Осмысленно читают текст. Анализируют рисунки, соотносят их с текстом. Высказывают свое мнение, подтверждают его | Работа с текстом, рисунками, беседа по вопросам, письмо |
| | – На каком языке вы разгова- ривали? – Все жители нашей страны России общаются на русском языке, он является не только национальным языком русского народа, но и государственным языком РФ и языком межнационального общения | с Памяткой 5 «Как научиться правильно списывать предло- жение». Списывают предложение | примерами. Овладевают умением работать с памяткой. Грамотно списывают предложение. Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении | |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая бывает речь? – Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи | Отвечают на вопросы учителя | Понимают вопросы и строят правильные ответы на них | Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание | Словесный | С. 6 упр. 2 (устно) | | | |