Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны И во всём старательны! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | яз язык | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк |
III. Развитие речи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, письмо | Проглотить язык- -когда так говорят? Запишите. Сегодня на уроке не проглатывайте язык, не бойтесь говорить, рассуждать вслух | отвечают на вопрос, записывают фразеологизм | Высказывают своё мнение. Записывают предложение |
IV.Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | -Посмотрите: тема нашего урока: «Построение текста», и на доске (и у вас на столах - домики) - как вы думаете, что общего между текстом и домом? Чем мы будем заниматься на уроке? Спасибо за ваши версии, а кто из вас был ближе всех к правильному ответу узнаем в конце урока. | Высказывают свои предположения, предполагают цель урока. | Учащиеся формулируют учебную задачу |
V. Усвоение новых знаний. 1. Развитие речи. Работа с текстом (текст на разрезанных листах). | Групповой, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, | – Прочитайте. (группа 1,3 Собака и её тень. Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мясо вовсе не было, а своё волною унесло. Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. И осталась собака ни с чем. Группа 2, 4 Находчивый муравей. Так до своего муравейника и доплыл. Вот какой находчивый муравей! Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке. Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.) – 1) Текст рассыпался на части, попробуйте его собрать. Прочитайте получившийся текст. - 2) Из каких частей состоит ваш текст? Попробуйте дать общее название частей текста, чтобы подходило название и к одному тексту, и к другому. | Читают, выделяют части, отвечают на вопросы, | Выделяют в тексте части и определяют их микротемы. Дают название частям. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Чтоб на месте не споткнуться. Так весь день. Назад - вперёд И совсем не устаёт. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
V. Усвоение новых знаний. 1. Развитие речи. Работа с текстом (текст на разрезанных листах). Основная часть концовка | Групповой, Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. (Группа № 1, 3 Собака и её тень. Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мясо вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. Группа № 2, 4 Находчивый муравей. Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл. Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке. Так до своего муравейника и доплыл. Вот какой находчивый муравей!) -3) Давайте посмотрим, получится ли понятным текст, если убрать одну из частей текста? 4) Сделайте вывод. Из каких частей состоит текст. Для чего каждая часть служит. 5) Сравните наш вывод и правило в вашем учебнике (с. 20, русский язык 2 кл., ч. 1, В. П. Канакина) 6) а теперь вспомните вопрос, который был в самом начале урока: что общего между текстом и домом. ( И текст, и дом строится по определённым правилам, без фундамента дом развалится, также и без начала текст непонятен) 7) Давайте подпишем название частей текста на частях дома. 8) Спишите основную часть вашего текста. | Читают, отвечают на вопросы, | Выделяют в тексте части, экспериментируют с частями, Сравнивают, анализируют, делают вывод. Списывают. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа с упражнением из рабочей тетради (№ 6) | Парная. Словесный, творческий, практический. Чтение, рассказ, письмо | – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте заголовок, запишите его. - давайте устно составим продолжение текста. | Читают текст, озаглавливают, называют части текста. Устно составляют продолжение текста | Применяют имеющиеся знания для выполнения заданий. Составляют текст. Определяют основную мысль текста, озаглавливают, . Умеют работать в паре. Коллективно составляют рассказ |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «Методика 5 пальцев» | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Ответьте на вопросы: М (мизинец) – мышление. Какие знания, я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние настроения. Каким было моё настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог? Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья? | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. Домашнее задание. Правило, упр. 10 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |