Тема урока | «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з» |
Место урока в разделе | 2 полугодие |
Тип урока | «открытие» нового знания» |
Цели урока | Познакомить с новыми согласными звуками [ з, з ] и новыми буквами З, з. |
Задачи урока | Образовательные: -формировать представление о звуках [ з, з ] , как о твёрдом звонком согласном звуке и мягком звонком согласном звуке; -учить отличать звуки [ з, з ] и буквы З, з от других звуков и букв; -учить читать слоги, слова, текст с новой буквой. Развивающие: -развивать фонематический слух и речь, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес. Воспитательные: -воспитывать и развивать коммуникативную культуру, воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: Выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по серии картинок. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. | Учащийся научится: Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки [з], [з’] и буквы З, з ; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: умеют формулировать свое мнение и позицию ,понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют работать в паре. | Учащийся получит возможность формирования: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
УМК – «Школа России» О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва. «Вако». 2012. | | компьютер, мультимедийный пректор, экран, презентация |
Межпредметные связи | литературное чтение-русский язык |
Организация пространстваа | парная, фронтальная |
Этапы урока |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (2 мин) | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем , запоминаем, Ни минуты не теряем | |
2. Постановка учебной задачи. (3 мин) | (Слайд 1)-Отгадайте загадки: Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы? Зебра ты сестра лошадки? Поиграй-ка с нами в прятки. Спрячься где-нибудь, в лозе, На картинке с буквой…. Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. -Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках? – Давайте сформулируем учебную задачу урока | (Заяц) (З) (Змея) (Зонт) -Звук З -Познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой, обозначающей их на письме |
3. Работа по теме урока (5 мин) | 1) Обозначим звуки по порядку в слове зайчик. ( [ за ] – слияние двух звуков, [ й ] – один звук, [ чи ] – слияние двух звуков, [ к ] – один звук) -Назовите первый звук -Дайте ему характеристику. 2) Обозначим звуки по порядку в слове зебра. ( [ зэ ] – слияние двух звуков, [ б ] – один звук, [ ра ] – слияние двух звуков). -Назовите первый звук -Дайте ему характеристику. 3)Упражнение в слышании новых звуков . Игра « Поймай звук » -Если в слове есть звуки [з, з`] – ловим звук, хлопаем в ладоши. ( Зина, загадка, ветер, зонт, звук, метель, зуб, зима.) Работа с электронным приложением. -Кто из вас ни разу не ошибся? Кто ошибся? Вы справились и с этим сложным заданием. - А кто может предположить какой буквой обозначается звук (з)? А как эта буква называется Для обозначения звуков [з];[з'] существует буква З з (зэ) - большая и маленькая. Для чего нужна большая буква? | - З -( Звук [ з ] – согласный, твёрдый, звонкий ) -З -( Звук [ з ] – согласный, мягкий, звонкий ) -зина, загадка, зонт, звук, зуб, зима («ЗЭ»). (Имена собственные + начало предложений) |
4. Первичное закрепление. (5 мин) | Что бы вы лучше запомнили букву, предлагаю работу в группах 1 группа – выщипывание буквы З на листочке. 2 группа Найди и подчеркни буквы З,з АвзёМуГЗпашИзсмиРеУИзЫвЛмНыБзсгеуызАЗквзРЗдтсз 3 группа Найди слова с буквой З и подчеркни карандашом. зонтэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшЗинажроллюди жизньыждплрозвездаэажрлкрасныйэыждплзубржпдоло эфжпзнггидыЗемляжыдподругойжвдплорросказкаэжд | -зонт, Зина, жизнь, звезда, зубр, Земля, рассказ |
5.Физминутка (4 мин) | Вышла Маша на лужайку (ходьба на месте) И увидела там зайку (ладонь к глазам). - Ой, какой ты быстрый, ловкий! (хлопки в ладоши) Вот бы мне твою сноровку! (встаем на носочки) - Стать таким, как я, легко! (киваем) Повторяй за мной! Раз - подпрыгну высоко, Два - махну рукой, Три - на месте побегу, Да повыше ноги! Вот четыре… Ой! Устал! Сяду у дороги (занимаем свои места). | |
6. Дидактическая игра «Составь слова» (10 мин) | (Слайд 2)-Нужно составить слово ЗООПАРК из первых букв названий животных: зебра, лиса, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру. -Какое животное оказалось лишним? -Почему? | -Лиса - В слове «ЗООПАРК» нет буквы «ЭЛЬ |
9. Дидактическая зарядка (5 мин) | - Как поют комарики? (Слайд 3)-Дружно, быстро говорите, чистоговорки и скороговорки за мною повторите. •Буква З звонок купила, И с утра в него звонила. Зайцев в гости зазывала, Завтраком их угощала. •Зил зеленый папу злил, Заводился плохо зил. •Подвязала Лиза розы Засадила две занозы. •Затоптали утки за будкой незабудки. -Чистоговорки повторяйте за мной За - за - за - уходи домой коза. Зу - зу - зу - моем Катю мы в тазу. Зи - зи - зи - в магазин вези. Зо - зо - зо - нам повезло. Зы - зы - зы - в ваной тазы. | З-З-З Произносят скороговорки Повторяют за учителем |
10.Физминутка ( 2 мин) | (на экране воспроизводится видеофрагмент физминутки) | |
11. Работа в тетрадях (5 мин) | -Сейчас я буду читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З]. “Зина утром встала, постель ...(заправила), сделала... (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила, называется ...(зубная). Зина причесалась, косички(заплела), бант... (завязала) и пошла па кухню ... (завтракать). | Ученики пишут те варианты которые придут им в голову. |
12. Рефлексия (Подведение итогов урока) (2 мин) | – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какие звуки обозначает буква З? – Всегда ли буква З обозначает мягкие согласные звуки? -Какой еще звук обозначает буква З? -Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? | -«З» -Звонкий, твердый, мягкий -Твердый согласный Высказывают свое мнение |
13. Домашнее задание (1 мин) | Составить рассказ на тему:»ЗООПАРК», выписать слова с буквой «З», подписать какой звук обозначает. | |