kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова".»

Тема: Лексическое значение слова

Цели: повторить понятия лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; развивать умения объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов, подбирать к словам синонимы и антонимы.

Формируемые УУД: п. — поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Дайте характеристику каждого предложения. (Первое предложение повествовательное, восклицательное; второе — вопросительное, невосклицательное, третье — повествовательное, невосклицательное.)

—  Как вы разобрали по составу слово сосчитаешь?

—  Подберите синоним к слову видимо-невидимо. (Очень много.)

III. Актуализация знаний

—  Какой разделительный знак — мягкий или твёрдый — нужно вставить в слова?

Без..ядерный, колдун..я, нич..я, разъярённый, Тат..яна, олад..и, подъёмный, солен..е, в..ёт, кинос.ёмка, дерев..я, весел..е, медвеж..и, волч.и, вз..ерошилась, с..ёжился, рыс.ю, снадоб..е, ожерел..е.

—  Какова роль разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах?

—  В чём различия в условиях их написания?

Эти знаки — буквы две —

Верно служат при письме:

Съезд, съедобный, сыновья,

Объявление, семья. Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

—  Запишите слова с разделительными мягким и твёрдым знаками, которые встретились в стихотворении.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Послушайте стихотворение. 

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

 Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово плим

 И повторяю снова:

Плим,плим,плим.

Вот прыгает и скачет

Плим,плим,плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

И. Токмакова

—  О чём говорится в стихотворении? (О том, что у каждого слова есть значение, а у слова плим нет значения.)

—  Может ли такое быть? (Нет. Каждое слово имеет значение.)

—  Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 274 (с. 128).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

—  Объясните значение указанных фразеологизмов. (За тридевять земель — очень далеко, на краю света. Сломя голову — стремительно, опрометью, во весь дух, изо всех сил. Развязался язык — кто-либо вдруг начинает много, безостановочно говорить, становится болтливым.)

Упр. 275 (с. 128).

—  Прочитайте название текста. Кто такие голавль и трясогузка? (Голавль —рыба, а трясогузка — птица.)

—  Прочитайте текст.

—  Какие фразеологизмы встретились в тексте? Объясните их значение. (Таращить глаза — глаз не оторвать, пристально смотреть. Воды в рот набрал — будто онемел, лишился способности говорить (обупорном молчании, о нежелании говорить).)

Упр. 276 (с. 128).

(Работа в парах. Проверка. Инсценировка нескольких диалогов.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

—  Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал. (Лист.)

Продырявят все листочки,

Все цветочки обгрызут

И по рытвинам да кочкам

Пушку в битву повезут. (Гусеницы.)

В них духи храниться рады

И пилюлям место есть,

А в стакане лимонада

Их так много, что не счесть. (Пузырьки.)

Есть он в двадцати полушках,

Маленьком земли клочке,

Есть на мордочке у хрюшки,

В кассе, в банке, в кошельке. (Пятачок.)

—  Что вы можете сказать о словах-отгадках? (Это многозначные слова.)

—  О каких значениях многозначных слов говорится в загадках?

—  К какой части речи относятся слова-отгадки?

—  Какие орфограммы встретились в них?

—  Спишите. Подчеркните синонимы.

Гляди — поехала машина,

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно звать «машина»,

А можно звать «автомобиль».

Автомобиль не вроде клячи,

Сто лошадиных сил мотор.

Водитель за рулём,

Иначе

Он называется «шофёр».

—  Дополните пословицы антонимами.

1) Ученье — свет, а неученье — ... (тьма). 2) Знай больше, а говори... (меньше). 3) В учёбе корень горек, зато плод её... (сладок). 4) Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого). 5) Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый). 6) Мир строит, а война... (разрушает). 7) Смелый побеждает, а трус... (погибает). 8) Ласточка день начинает, а соловей... (кончает). 9) Радость — свет, печаль — ... (тьма). 

VIII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени пустой.

Я в бутылке лимонада.

А зовут меня... (прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

 Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь... (тишина).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я... (конец).

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех —

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это... (плач).

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какие понятия мы повторяли сегодня на уроке?

—  Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

Домашнее задание

Упр. 277 (с. 129).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова".

Автор: Кузьмина Наталья Геннадьевна

Дата: 04.09.2025

Номер свидетельства: 673859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Лексическое значение слова""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykalieksichieskoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "321170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461234130"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока русского языка "Лексическое значение слова"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykalieksichieskoieznachieniieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "321174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461234922"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства