III | Актуализация знаний Пальчиковая гимнастика Минутка чистописания Повторение пройденного материала | - Ребята, урок начинать нельзя без зарядки для чего? - Тогда делаем гимнастику для наших пальчиков. - Выполняем зарядку каждый самостоятельно. -Молодцы, хорошо справились. Открывает тетрадь, и записываем число и классная работа. - На минутке чистописания мы будем писать букву г, а так же слоги и слова с этой буквой: Г го гол голо голос - Какие из этих слов имеют смысл? - Что такое голос? - Молодцы. Тогда разберёмся а зачем он нам сегодня на уроке нужен и чем он нам может помочь. | - Без зарядки для пальчиков. Выполняют зарядку. Открывают тетрадь, записываю число и классная работа. Пишут букву г, слоги и слова. - Гол и голос. - Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре. |
IV | Постановка проблемы | - Посмотрим на картинку. (Приложение 1). - Что делает мальчик? - Верно, послушаем что он поёт. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. - Выберите из карточек на доске, о чём поёт мальчик. (Приложение 2). - Правильно, о гласных. - Какие признаки гласных звуков называют в песенке? - Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? - Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом? - Правильно, распеваются. - А какие звуки поют мы с вами точно знаем, это … ? - Давайте узнаем. (Происходит импровизированная распевка). - Какой мы с вами ещё раз, делается вывод: - Да, верно. | Смотрят на картинку. - Поёт. Слушают. Выбирают. - Могут тянуться, кричать, петь. - При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград. - Распеваются. - Гласные. - Гласные поются, а согласные-нет. |
V | Формулировка темы, целей урока. Для Калупиной | -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока? - Посмотрите на доску, и найдите все буквы, о которых мы сегодня будем говорить. Ш, С, Я, Д, Т, Ё, Ю, М, К, Е, З. | - Откроем учебник на с. 89. - Прочитаем тему нашего урока. - Ставим перед собой цель и определённые задачи. | -Тема урока: Гласные звуки, и буквы которые они обозначают. - Цель нашего урока изучить гласные звуки. - Задачи: узнать как определить гласные звуки, какими буквами они на письме обозначают гласный звук. |
VI | Изучение нового Физминутка для глаз. Работа с учебником Физкультминутка Работа с мнемотаблицам Работа с загадками Определение роли букв Я, Ю, Е, Ё в словах. | Перед тем как начать работать в учебнике мы с вами выполним физминутку для глаз. - Какой источник информации поможет нам разобраться в нашей теме урока? -Откройте учебник с.89, и прочитаем про себя «Сведения о языке» или «Сову». -Какой мы можем сделать вывод? - Выполним с вами упр. 136, с.90. - И в каком из кружков изображены звуки? А буквы? - Сколько гласных звуков в русском языке? - А букв, обозначающих гласные звуки? - Какой мы можем сделать вывод? - Да, о каких буквах мы сегодня с вами собирались говорить. - И чем они отличаются от других букв? - Чтобы продолжить, мы с вами сделаем зарядку и отдохнём. - Послушайте пожалуйста сказку и ответьте на загадки по теме. Возьмите мнемотаблицу. Приложение 3. Жил-был звук И, пел, кричал, как все гласные. Но однажды к нему на плечо села галочка. Испугался звук И, стал коротким, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взял и ушел к согласным звукам. Но желание петь у него осталось. И стал звук предлагать согласным спеть с ним. (Й подходит к согласным, пытается пропеть. Не получается). Тогда обратился он к гласным. (Й подходит к гласным, пытается пропеть - получается). И о чудо! Нашлись друзья! А,О,У,Э. И в знак дружбы решили они обозначится отдельными буквами Я, Ю, Е, Ё. На доска вывешиваются буквы, а под ними звуки йа, йу, йэ, йо. (Приложение 4). Буквы заняли достойное место в алфавитном ряду и стали писаться в словах. Но однажды… - А что случилось однажды, мы узнаем, когда разгадаем загадки и внимательно прислушаемся к звучанию слов. 1) Что больше всего на свете любит медведь? 2) В названии какой рыбы встречается буква-колючка Ё? 3) Зимой и летом одним цветом. - В чем хитрость буквы Ё? - На какие две группы вы бы поделили слова? - Иногда звук [й] исчезает из обозначенной буквы. - Продолжим нашу сказку. Забеспокоились друзья и отправились к врачу. Они были напуганы тем, что с ними происходило. - Что с вами? - спросил врач. - Мы недомогаем. Что-то происходит у нас внутри. - Нужен рентген, - сказал врач. Сказано – сделано. Сделали рентген, посмотрел врач на снимок, а там… - У вас же внутри [Й]! И краткое, по-другому. - Мы знаем! Но почему звук й иногда исчезает? Это опасно?– забеспокоились буквы. - Нет конечно. Это случается иногда. Просто [Й] играет с вами в прятки. Он невидимка и любит всех подурачить. - Какое же лекарство вы нам посоветуете? – спросили буквы. - Как можно чаще делайте фонетический разбор слов, с которыми вы работаете. И прописал доктор заключение: «Для физического спокойствия букв определить, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, когда 1». А для этого надо провести фонетический анализ в спецлаборатории школы №131 в кабинете 2 класса. Там как раз собрались эксперты. Они проведут анализ и дадут свое заключение. | Выполняют физминутку для глаз. - Учебник. Открывают учебник, читают. - Гласные звуки состоят из голоса, при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, гласный звук образует слог. - В первом, во втором. - Всего 6. - 10 букв. - Что букв больше чем звуков. - Я, Ё, Ю, Е. - Они особенные. Выполняют зарядку. Слушают сказку. 1. мёд. 2. ёрш. 3. елка. - Слышится или один звуки или два. - Где звучит [й] и где не звучит. |
VII | Практическая деятельность Вклеивание алгоритма Работа по боратовому журналу | Звуко-буквенный анализ слов. Работа по алгоритму и в бортовом журнале. (приложение 5) - У вас на столах, уважаемые эксперты есть бортовой журнал, в котором есть. А так же вы сейчас вклеите себе в тетрадь алгоритм, т.е. последовательность действий для выполнения этой работы. Итак, ознакомимся. (приложение 6) 1. Прочитай слово. 2. Посчитай количество букв и запиши. 3. Произнеси слово по звуках. 4. Посчитай количество звуков и запиши. 5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я. 6. Сделай вывод. Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного. | - Повторим с вами по бортовому журналу тему урока. - Какие ключевые понятия мы с вами сегодня вспомнили? - Нарисуем с вами рисунок по нашей теме. - Теперь мы с вами, перейдём к колонке примеров. - Воспользуемся нашим алгоритмом. И запишем слова из упр. 136, с.90. - Используя алгоритм, определите, сколько звуков обозначают выделенные буквы. Запишите слова в бортовой журнал, определить количество букв и звуков в каждом слове. | Читают. - Тема урока: Гласные звуки, и буквы которые они обозначают. - Гласный звук и буква. - Рисуют рисунок. Работают по алгоритму. |
VIII | Закрепление | Упр. 137(с. 90). - Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? - Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв. -Запишите эти слова, в бортовой журнал. Поделите их на слоги. - Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? - Определите место букв в слове. Сколько звуков они обозначают? | - Е, Ю, Ё, Я. - Енот, ёж, юбка, яблоко. - Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА. |
XI | Рефлексия | Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке в бортовом журнале, переверните его, и ответьте да или нет. Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да». Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет». - Посчитайте свои баллы. И посмотрите, на какую оценку вы можете оценить свою работу. - На этом наш урок закончен. Спасибо за работу. | Оценивают собственную деятельность на уроке с помощью бортового журнала, и да или нет. |