kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Гласные звуки" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Гласные звуки" 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Гласные звуки" 2 класс»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель

Смоленская Анастасия Константиновна

Класс

2 «А»

Тема

Гласные звуки. Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Педагогическая цель

Создать условия для определения особенностей гласных звуков и их различий с буквами.

Задачи


Образовательные:

  • Формулировать тему и цель урока;

  • Научиться определять особенности гласных звуков;

  • Соотносить количество звуков и букв в словах;

  • Определять функции букв е, ё, ю, я в зависимости от позиции в слове.

  • Формулировать высказывания, мнения, используя термины в рамках учебного диалога.

Развивающие:

  • Содействовать развитию познавательной активности, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся;

  • Развивать умения комментировать учебные действия при выполнении заданий;

  • Выполнять взаимопроверку, самопроверку учебных заданий;

  • Формировать умение работать самостоятельно и оценивать себя.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

  • Доброжелательность к своим одноклассникам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдать за особенности гласных звуков;

  • Правильно определять звуки в словах;

  • Учиться различать звуки в словах;

  • Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

Метапредметные:

Познавательные: учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное.

Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: развивать умение работать с разными источниками информации (с таблицей);

Личностные: проявлять интерес к процессу работы с понятиями на уроке; учиться уважительному отношению к чужому мнению; принятие образа хорошего ученика.

Используемые технологии


- Развитие критического мышления;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Технология использования в обучении игровых методов;

- Обучение в сотрудничестве.

Оборудование


-Мультимедийный проектор;

-Компьютер.

Материал к уроку

-Физкультминутки на мультимедийной доске.


Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Проверили свою готовность на уроке.

-На парте стоит контейнер со всеми нужными принадлежностями.

-Так же тетрадь и учебник.

Проверяют принадлежности на рабочем месте.




II

Мотивация учебной деятельности

-Сегодня у нас урок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, надо обладать положительными качествами.

- Чему мы учимся на уроке русского языка?






- Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и ручки лежат красиво.







- Изучаем буквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываем слова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова.

III

Актуализация знаний

Пальчиковая гимнастика




Минутка чистописания


Повторение пройденного материала

- Ребята, урок начинать нельзя без зарядки для чего?

- Тогда делаем гимнастику для наших пальчиков.

- Выполняем зарядку каждый самостоятельно.



-Молодцы, хорошо справились. Открывает тетрадь, и записываем число и классная работа.



- На минутке чистописания мы будем писать букву г, а так же слоги и слова с этой буквой:

Г го гол голо голос



- Какие из этих слов имеют смысл?

- Что такое голос?



- Молодцы. Тогда разберёмся а зачем он нам сегодня на уроке нужен и чем он нам может помочь.




- Без зарядки для пальчиков.

Выполняют зарядку.


Открывают тетрадь, записываю число и классная работа.


Пишут букву г, слоги и слова.




- Гол и голос.

- Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре.

IV

Постановка проблемы

- Посмотрим на картинку. (Приложение 1).

- Что делает мальчик?

- Верно, послушаем что он поёт.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- Выберите из карточек на доске, о чём поёт мальчик. (Приложение 2).

- Правильно, о гласных.

- Какие признаки гласных звуков называют в песенке?

- Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить?



- Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом?

- Правильно, распеваются.

- А какие звуки поют мы с вами точно знаем, это … ?

- Давайте узнаем.
(Происходит импровизированная распевка).

- Какой мы с вами ещё раз, делается вывод:

- Да, верно.

Смотрят на картинку.

- Поёт.

Слушают.









Выбирают.





- Могут тянуться, кричать, петь.

- При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот сво­бодно, без преград.

- Распеваются.





- Гласные.





- Гласные поются, а согласные-нет.

V

Формулировка темы, целей урока.

Для Калупиной
















-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока?



- Посмотрите на доску, и найдите все буквы, о которых мы сегодня будем говорить.

Ш, С, Я, Д, Т, Ё, Ю, М, К, Е, З.



- Откроем учебник на с. 89.

- Прочитаем тему нашего урока.





- Ставим перед собой цель и определённые задачи.


-Тема урока: Гласные звуки, и буквы которые они обозначают.



















- Цель нашего урока изучить гласные звуки.

- Задачи: узнать как определить гласные звуки, какими буквами они на письме обозначают гласный звук.

VI

Изучение нового

Физминутка для глаз.



Работа с учебником



































Физкультминутка



Работа с мнемотаблицам





































Работа с загадками

















Определение роли букв Я, Ю, Е, Ё в словах.

Перед тем как начать работать в учебнике мы с вами выполним физминутку для глаз.



- Какой источник информации поможет нам разобраться в нашей теме урока?


-Откройте учебник с.89, и прочитаем про себя «Сведения о языке» или «Сову».

-Какой мы можем сделать вывод?





- Выполним с вами упр. 136, с.90.

- И в каком из кружков изображены звуки? А буквы?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- А букв, обозначающих гласные звуки?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Да, о каких буквах мы сегодня с вами собирались говорить.

- И чем они отличаются от других букв?


- Чтобы продолжить, мы с вами сделаем зарядку и отдохнём.


- Послушайте пожалуйста сказку и ответьте на загадки по теме. Возьмите мнемотаблицу. Приложение 3.


Жил-был звук И, пел, кричал, как все гласные. Но однажды к нему на плечо села галочка. Испугался звук И, стал коротким, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взял и ушел к согласным звукам. Но желание петь у него осталось. И стал звук предлагать согласным спеть с ним. (Й подходит к согласным, пытается пропеть. Не получается). Тогда обратился он к гласным. (Й подходит к гласным, пытается пропеть - получается). И о чудо! Нашлись друзья! А,О,У,Э. И в знак дружбы решили они обозначится отдельными буквами Я, Ю, Е, Ё.

На доска вывешиваются буквы, а под ними звуки йа, йу, йэ, йо. (Приложение 4).

Буквы заняли достойное место в алфавитном ряду и стали писаться в словах. Но однажды…

- А что случилось однажды, мы узнаем, когда разгадаем загадки и внимательно прислушаемся к звучанию слов.

1) Что больше всего на свете любит медведь?

2) В названии какой рыбы встречается буква-колючка Ё?

3) Зимой и летом одним цветом.


- В чем хитрость буквы Ё?

- На какие две группы вы бы поделили слова?


- Иногда звук [й] исчезает из обозначенной буквы.

- Продолжим нашу сказку.

Забеспокоились друзья и отправились к врачу. Они были напуганы тем, что с ними происходило.

- Что с вами? - спросил врач.

- Мы недомогаем. Что-то происходит у нас внутри.

- Нужен рентген, - сказал врач.

Сказано – сделано. Сделали рентген, посмотрел врач на снимок, а там…

- У вас же внутри [Й]! И краткое, по-другому.

- Мы знаем! Но почему звук й иногда исчезает? Это опасно?– забеспокоились буквы.

- Нет конечно. Это случается иногда. Просто [Й] играет с вами в прятки. Он невидимка и любит всех подурачить.

- Какое же лекарство вы нам посоветуете? – спросили буквы.

- Как можно чаще делайте фонетический разбор слов, с которыми вы работаете.    

И прописал доктор заключение: «Для физического спокойствия букв определить, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, когда 1». А для этого надо провести фонетический анализ в спецлаборатории школы №131 в кабинете 2 класса. Там как раз собрались эксперты. Они проведут анализ и дадут свое заключение.


Выполняют физминутку для глаз.




- Учебник.


Открывают учебник, читают.


- Гласные звуки состоят из голоса, при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, гласный звук образует слог.


- В первом, во втором.

- Всего 6.

- 10 букв.

- Что букв больше чем звуков.

- Я, Ё, Ю, Е.


- Они особенные.


Выполняют зарядку.



Слушают сказку.






















1. мёд.

2. ёрш.

3. елка.


- Слышится или один звуки или два.

- Где звучит [й] и где не звучит.

VII

Практическая деятельность







Вклеивание алгоритма















Работа по боратовому журналу











Звуко-буквенный анализ слов. Работа по алгоритму и в бортовом журнале. (приложение 5)

- У вас на столах, уважаемые эксперты есть бортовой журнал, в котором есть.

А так же вы сейчас вклеите себе в тетрадь алгоритм, т.е. последовательность действий для выполнения этой работы. Итак, ознакомимся. (приложение 6)

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

- Повторим с вами по бортовому журналу тему урока.

- Какие ключевые понятия мы с вами сегодня вспомнили?

- Нарисуем с вами рисунок по нашей теме.

- Теперь мы с вами, перейдём к колонке примеров.

- Воспользуемся нашим алгоритмом. И запишем слова из упр. 136, с.90.

- Используя алгоритм, определите, сколько звуков обозначают выделенные буквы. Запишите слова в бортовой журнал, определить количество букв и звуков в каждом слове.







Читают.





















- Тема урока: Гласные звуки, и буквы которые они обозначают.

- Гласный звук и буква.

- Рисуют рисунок.







Работают по алгоритму.

VIII

Закрепление

Упр. 137(с. 90).

- Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении?

- Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.

-Запишите эти слова, в бортовой журнал. Поделите их на слоги.

- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах?

- Определите место букв в слове. Сколько звуков они обозначают?



- Е, Ю, Ё, Я.



- Енот, ёж, юбка, яблоко.







- Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.

IX

Итог урока

- Сегодня мы с вами ставили перед собой цель изучить гласные звуки и задачи: узнать как определить гласные звуки, какими буквами они на письме обозначают гласный звук.

- Достигли мы своей цели и задач?

- Бортовой журнал вы забираете домой, чтобы использовать его в своей работе с домашним заданием.







- Да.

X

Домашнее задание

- Дома вы выполните задание на странице 91 упр. 138 письменно. Самостоятельно прочитать, и выписать любую пословицу с учебника в тетради и подчеркнуть буквы Я, Ё, Ю, Е.



Слушают объяснение задания.

XI

Рефлексия

Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке в бортовом журнале, переверните его, и ответьте да или нет.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

- Посчитайте свои баллы. И посмотрите, на какую оценку вы можете оценить свою работу.

- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Оценивают собственную деятельность на уроке с помощью бортового журнала, и да или нет.


Приложение 1



Приложение 2


Гласные

Дети

Ворчуны

Свистуны

Буквы



Приложение 3

Мнемотаблица




К

Согласным

К

Гласным

А

О

У

Э

Я

Ю

Е

Ё

[йа]

[йу]

[йэ]

[йо]

1 . мёд

2. ёрш

3. елка

рентген

[й]

«Для физического спокойствия букв определить, когда буквы

Е, Ё, Ю, Я обозначают

2 звука, когда 1».

211 каб.

2 класс



Приложение 4


Я

Ю

Е

Ё

[йа]

[йу]

[йэ]

[йо]

Приложение 5


Бортовой журнал по теме «Гласные звуки, и буквы которые они обозначают»

Ф.И. ___________________________________________ Класс _______________ Дата __________


Ключевые понятия

Рисунок

Примеры

Упр. 137(с. 90)

1.____________________







2.____________________
























































Итоговая работа ДА или НЕТ



Баллы:




8 – «5»

7 – 6 – «4»

5 – 4 – «3»

Менне 3 – ничего



Оценка:




Приложение 6


Звуко-буквенный анализ слов.

Работа по алгоритму.

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

Примеры: яма, вьюга, маяк, ёж, юбка и т.д.












Звуко-буквенный анализ слов.

Работа по алгоритму.

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

Примеры: яма, вьюга, маяк, ёж, юбка и т.д.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Гласные звуки" 2 класс

Автор: Черных Наталья Викторовна

Дата: 12.12.2023

Номер свидетельства: 642004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока русского языка для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "115812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412140725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка «Перспектива» "звук и буква й", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pierspiektiva-zvuk-i-bukva-i-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства