Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».»
Разработка урока русского языка в начальной школе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Автор: Епина А.А.
План-конспект урока
Класс: 2.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Цели урока:
Образовательная: сформировать представления детей о возможности проверки безударного гласного звука в корне слова, с первичным умением подбирать проверочные слова.
Развивающая: развивать письменную речь, мышление, внимание учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударным гласным звуком в корне.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД: умение высказать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки с алгоритмом, карточки для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Анжелика Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Мне на почту пришло письмо, давайте откроем его и посмотрим, от кого оно.
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Чтобы их собрать, вам нужно выполнить все задания. Помогите Нолику отыскать винтики, а чтобы вы не сбились с пути, он нарисовал карту. Удачи»
- Поможем фиксикам? (Да)
- Ребята, на чём можно путешествовать? (На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде).
- А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поиски винтиков на фиксикоавтобусе, так будет быстрее.
Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите, на карту, какая первая остановка? (Остановка «Минутка Чистописания»)
Минутка чистописания
- Букву для минутки чистописания определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые представлены на слайде (ё ю я и е).
- Среди них есть буква, которая всегда обозначает один звук. Какая это буква? (Буква и)
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Давайте напишем строчную и заглавную букву и до конца строки.
- Выберете самую красивую букву и подчеркните карандашом.
- Молодцы, вы помогли фиксикам и получили первый винтик. Едем дальше. Следующая остановка «Орфографическая минутка».
- Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь.
- Первое слово маш..на. Какую букву нужно вставить? (Букву и). Назовите орфограмму. (Буква и после шипящих). Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Прочитайте второе слово. (Обещ..л). Какую букву нужно вставить? (Букву а). Назовите орфограмму. (Буква а после шипящих). Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.
- Прочитайте третье слово. (Ч..жое). Какая буква пропущена? (Буква у). Почему буква у? (Чу щу пиши с буквой у). Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.
- Прочитайте следующее слово. (Ш..рокий). Какую букву нужно вставить? (Букву и). Расскажите правило. (Жи ши пиши с буквой и). Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Здорово! Мы отлично справились с этим заданием и получили второй винтик!
Сообщение темы и цели урока
- Посмотрите на карту, какая следующая остановка? (Остановка «Загадочная»)
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза).
(На слайде записано слово гроза.)
-Выделите корень в слове гроза. Поставьте ударение. (Корень гроз, ударение падает на второй слог, на букву а).
- Давайте произнесем слово гроза.
- На что нужно обратить внимание? (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о).
- Охарактеризуйте звук а. (Гл., безуд.)
- Где находиться безударная гласная буква? (В корне слова)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне).
- Чему мы будем учиться?
- Молодцы, мы получили еще один винтик. Сколько их? (3) Отправляемся дальше, а чтобы было не скучно в дороге, мы изучим новую орфограмму.
Работа по теме урока
- Мы подъехали к следующей отставке. Кто желает прочитать ее название? (Остановка «Безударная гласная в корне слова».)
- Назовите предметы выделяя ударный звук.
Р..к л..ст сл..н
- Ударный гласный всегда звучит сильно, отчетливо.
-Поэтому обычно бывает ясно какой буквой обозначить его на письме.
- В слове рак мы слышим а и пишем а.
- В слове лист мы слышим и и пишем и.
- В слове слон мы слышим о и пишем о.
- В безударной позиции гласный звук звучит неясно.
- Например сл (и, е) ды. Слышим и, пишем е.
- Д (а, о) ма слышим а, пишем о.
- Делаем вывод. Безударную гласную надо проверять.
- Безударных гласных пять,
Тех, что надо проверять
Вы запомните друзья, буквы а, о, е, и, я.
- Безударная гласная чаще всего встречается в корне слова. А что нужно сделать чтобы проверить безударную гласную?
- Чтобы правильно написать слова л..сной, л..сник, поставим ударение в словах (ударение падает на первый слог). Выделим корень (корень лес).
-Сделаем вывод: слова являются однокоренными, потому что имеют общий корень лес.
-Подберём однокоренные слова или изменяем слово так, чтобы на гласную в корне падало ударение. Это слово лес.
-Делаем вывод: раз в ударной позиции пишется е, значит в безударной позиции тоже пишется е. Лесной, лесник.
-Запомните. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое, чтобы этот звук оказался под ударением.
-Это слово называется проверочным.
-А теперь давайте рассмотрим как правильно оформить орфограмму безударная гласная в корне слова.
-Для этого мы записываем проверяемое слово.
-Например м..сты. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем безударную гласную. Ставим тире. Записываем проверочное слово мост. Ставим ударение. Выделяем корень. Подчеркиваем букву которую проверяли (о). Вписываем безударную гласную о.
- Выполним задание.
- Прочитайте слово (слово холмы). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово холм). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Прочитайте слово (слово тяжелый). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово тяжесть). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Прочитайте слово (слово водичка). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово воды). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Прочитайте слово (слово поля). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Ставим тире. Подберите проверочное слово из предложенных слов. (Слово поле). Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркиваем букву которую проверяли.
- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне).
- Проверьте себя по учебнику на с.96. Кто желает прочитать правило? (Один ученик читает вслух).
-Молодцы, мы получили еще один винтик. Отправляемся дальше. Остановка «Алгоритм».
3. Составление алгоритма
- Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов.
Проверка (читают по порядку расставленные действия)
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Найди букву безударного гласного звука.
Подбери проверочное слово, в котором гласный будет ударным.
Вставь безударную гласную.
- Мы справились с заданием, и получили ещё один винтик. Сколько у нас винтиков? (5).
Физкультминутка
Вы отлично справились. Ребята, мы проделали долгий путь, нам нужно передохнуть, давайте станцуем фирменный танец фиксиков?
Закрепление знаний и способов действий
- Ребята, посмотрите на карту? Что нас ждет впереди? (Остановка «Упражнение»)
- Откройте учебник на стр. 96, упражнение 146. Кто желает прочитать задание? (Читает один ученик). Запишите в тетради упр. 146.
-Рассмотрите первую пару слов. Назовите проверяемое слово (словарь). Какое слово является проверочным? (Слово). Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (о).
-Прочитайте следующее слово. (Моряк). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква о). Подберите проверочное слово. (Море). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Следующие слово листок. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово. (Лист). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
- Прочитайте следующие слово. (Лесник). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово (лес). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Подбирали однокоренные слова).
-Рассмотрите первую пару слов в следующей строке. Назовите проверяемое слово (земля). Какое слово является проверочным? (Земли). Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение. Выделите корень. Назовите безударную гласную в слове словарь. (е).
-Прочитайте следующее слово. (Врачи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (Буква а). Подберите проверочное слово. (Врач). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Следующие слово следы. Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (е). Подберите проверочное слово. (След). Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
- Прочитайте следующие слово. (Стрижи). Поставьте ударение, выделите корень. Определите безударную гласную. (и). Подберите проверочное слово (Стриж). Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
- Вы подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова? (Изменяли форму слова).
- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково)
- Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
- У вас на партах лежат карточки с самостоятельной работы. Подпишите их. Вам нужно поставить ударение в словах, выделить корень, подобрать проверочное слово и вставить безударную гласную. При выполнении работы воспользуйтесь алгоритмом.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке.
- А теперь посмотрите, куда нам двигаться дальше. Ребята знаки на карте закончились.
-А что нам делать? Как нам узнать у фиксиков, помогли мы им или нет? (Почтой в конверте, телефон, бандероль, СМС, через Интернет, эл. Почта). Давайте отправим письмо по электронной почте.
Подведение итогов урока
- А пока письмо отправляется мне хочется у вас узнать:
Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
Какая гласная называется безударной?
Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
Рефлексия.
– У вас каждого есть листочки с винтиком. С его помощью оцените свою работу на уроке. Раскрасьте винтик зеленым цветом, если вам понравился урок и вы успешно справились со всеми заданиями. Если вам было трудно, но вы смогли прийти к верному ответу, раскрасьте винтик желтым цветом. Если вам было трудно на уроке справляться с заданиями и вам требуется помощь учителя – раскрасьте винтик красным цветом.
- Сейчас все приключения позади. Хотели бы вы, ещё раз отправится в такое опасное и трудное путешествие?
Приходит ответ: «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. До скорой встречи!»
Приложение
Карточка алгоритм (30 шт.):
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Найди букву безударного гласного звука.
Подбери проверочное слово, в котором гласный будет ударным.