Учебник «Русский язык». Автор (ы) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- делать выводы в результате совместной работы.
- учиться работать по предложенному плану.
- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала урока Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность Задачи: Личностные: - пробудить познавательную активность. |
- Здравствуйте, ребята! - Садитесь. | Приветствуют учителя. |
- Меня зовут Полина Андреевна и сегодня урок по русскому языку проведу для вас я. | Слушают. |
- Я очень рада войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! | Слушают. |
- Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты у вас должны быть только пенал, тетрадь, учебник и карточки, которые раздала я. | Проверяют готовность к уроку. |
- Хорошо, мы подготовились к уроку, значит можем начинать. | Слушают. |
Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. - буквы, обозначающие клички животных и географическое название; Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
- Сейчас мы проведём минутку чистописания. Но перед этим давайте немного разомнем наши пальчики: Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки) Вы скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу) Как солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить) Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. (пальчики «скачут» по столу) | Повторяют за учителем. |
-Молодцы. Теперь откройте свои тетради, возьмите в руки ручку, отступите две строки от последней записи. Запишите число (15 сентября), классная работа. | Записывают. |
- Запишите строчными первые буквы, с которых начинаются следующие слова: зебра, улитка, домик, воробей, цапля (на презентации слова). Не забывайте буквы писать красиво, держать спину ровно. Поставьте свою тетрадь так, чтобы угол тетради смотрел на середину груди. | Записывают. |
- Какие буквы записали? | З, у, д, в, ц. |
- Что общего у этих букв? | Элемент петелька. |
- Чередуя, допишите эти буквы до конца строки. | Дописывают. |
- Хорошо, молодцы. | |
- А теперь попробуйте отгадать загадку: Наслаждаться не устану Песней жавороночка, Ни на что не променяю Милую стороночку! Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет? — Нет дороже... (Родины) | Родины. |
- Верно. Молодцы. Слово «родина» - новое словарное слово. На слайде вы можете прочитать значение этого слова. … прочитай, пожалуйста. | Читают |
- Назовите опасное место в написании слова «родина» и поясните. | родИна, безударная гласная в суффиксе. |
- Слово «родина» иногда пишется с заглавной буквы, а иногда со строчной. В каком случае мы пишем слово «родина» с заглавной буквы, а в каком со строчной? | С заглавной, когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране, под названием Россия. Со строчной, когда мы говорим о нашем городе, где мы родились и живём. |
- Запишите в тетради в новой строке слово «родина» сначала со строчной буквы, затем рядом в той же строчке с заглавной буквы. Поставьте карандашом ударение, подчеркните безударную гласную и запомните написание. | Записывают. Подчёркивают. |
Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; План этапа: 1) Выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации); 2) Фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации. 3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации. 4) Сформулировать цель и тему урока, 5) Построить план достижения цели. |
| |
- Ребята, перед уроков мне передали письмо и попросили вам его прочитать. (достаю из конверта письмо) «Ребята, я Незнайка, учусь в школе, как и вы! Учительница дала задание составить предложение, и я выполнил его. Послушайте! Горы, красиво, очень. Вот какое у меня получилось предложение, а учительница сказала, что я выполнил задание неправильно. Почему?» - Ну что, ребята, правильно ли Незнайка выполнил задание, как вы считаете? Почему? | Слушают. Нет, потому, что это не предложение, а набор слов. Предложение должно быть связано по смыслу. |
- Как вы думаете, мы должны научить Незнайку знаниям? | Да |
- Итак, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будет говорить на уроке? | О предложении |
- Хорошо. Тогда какие будут задачи нашего урока? | 1. Узнать, что такое предложение; 2. Закрепить знания; 3. Проверить себя. |
- Верно (на доске появляется лист с задачами урока). | |
- Итак, кто сформулирует тему урока? | Тема урока: что такое предложение |
- Верно, молодцы. | |
Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания). Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; - развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. План этапа: Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися; Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации). |
- Итак, ребята, откройте учебник на странице 24, находим упражнение 20. | Открывают. |
- … прочитай, пожалуйста, задание. | … читает |
- Итак, как вы думаете, какая группа слов составляет предложение? | Третья |
- Почему? Объясни каждую группу. | 1 группа – это слова, так как они записаны через запятую, не объединены общим смыслом. 2 группа – это тоже не предложение, так как слова не связаны по смыслу. 3 группа – это предложение, так как слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка. |
- Верно. Прочитайте задание под упражнением. | Читают |
- Запишите в тетради упражнение 20 и спишите предложение. | Списывают |
- Как вы думаете, какая мысль выражена в предложении? | У каждого человека есть место, где он родился, живет. |
-Хорошо. Молодцы! Давайте сделаем вывод: что мы называем предложением? | Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль. |
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; План этапа: Формулирование темы урока Выполнение продуктивных заданий: Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока Составление алгоритма общего действия Работа с выводом (правилом) в учебнике |
- А как проверить правильный ли вывод мы сделали? | Прочитать правила |
- Верно. | |
- Но перед этим, давайте немного разомнемся. | Слушают |
- Вставайте со своих мест. Повторяйте за мной: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Молодцы. Садитесь. | Повторяют за учителем |
- Давайте прочитаем правило в оранжевой рамочке на странице 24. … прочитай, пожалуйста. | Кто-то один читает |
- Хорошо, спасибо. | |
- До правила вы предполагали, о том, что такое предложение. Ваши предположения подтвердились? | Да |
- Мы выполнили первую задачу: узнали, что такое предложение. Переходим ко второй задаче: закрепим наши знания. | Слушают. |
Первичное закрепление с проговариванием вслух Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; - развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух. |
- Итак, на странице 24 найдите упражнение 21. | |
- … прочитай, пожалуйста, задание. | Читают задание |
- Спасибо. Кто-то хочет выразительно прочитать стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина? | Кто-то один читает |
- Итак, давайте для начала ответим на вопросы под стихотворением. Сколько предложений в данном четверостишии? | 4 |
- О чем сообщается в каждом из них? | - в первом предложении автор говорит о том, что на дворе ночь. Во втором предложении говорится о том, что вокруг тишина. В третьем предложении автор нам говорит о ручейке, что лишь только он журчит. И в четвертом, самом длинном предложении, автор говорит о том, что луна своим блеском все вокруг серебрит. |
- Молодцы! Верно. Рядом со стихотворением мы видим небольшую иллюстрацию. Мы можем более чётче представить картинку, которую хотел показать нам автор в своем стихотворении. | |
- Ребята, а как на письме обозначается начало предложений? | Начало обозначается с заглавной буквы. |
- Всегда ли начало предложения обозначается с заглавной буквы? | Да. |
- Верно, об этом забывать нельзя. | |
- А как на письме обозначается конец предложений? | Знаками препинания |
- Какие знаки препинания вы знаете? | Точка, восклицательный знак или вопросительный знак. |
- Кто-то сможет сказать, когда мы в конце предложения можем поставить точку? | Точку мы можем поставить тогда, когда в предложении спокойно о чём-то сообщается. |
- Хорошо, а когда мы можем поставить в конце предложения восклицательный знак? | Когда предложение произносится с сильным чувством. |
- Верно, а когда мы можем поставить вопросительный знак в конце предложения? | Когда предложение содержит вопрос. |
- Верно. Молодцы. А скажите, как тогда в устной речи отделяется одно предложение от другого? | Интонацией |
- Интонацией, правильно. Благодаря ей мы можем в устной речи показать границы предложений. | |
- Итак, теперь поставьте в своих тетрадях упражнение 21. | Записывают |
- Сейчас вы будете выходить к доске и записывать по одному предложению. Также объяснять выделенные орфограммы. Все остальные работают в своих тетрадях. | |
- Кто желает выйти к доске? | Кто-то выходит к доске |
- Итак, прочитай первое предложение | Ночь. |
- Ночь, верно. Такое короткое предложение, но мы знаем, что предложение МОЖЕТ состоять даже из одного слова. | |
- Запиши его и объясни орфограмму в слове. | Орфограмма ночЬ – указывает на мягкость, Ч всегда мягкая. |
- Верно. Спасибо, садись на своё место. Кто хочет записать второе предложение? | Кто-то выходит к доске. |
- Прочитай второе предложение | Вокруг тишина. |
- Запиши его и объясни выделенные орфограммы в словах. | вОкруг – безударная гласная, проверочных слов нет, поэтому мы должны запомнить написание этого слова. вокруГ – парная по глухости/звонкости, проверочное слово круГом тИшина – безударная гласная в корне слова, проверочное слово – тИшь тишИна – жи/ши через И |
- Хорошо, спасибо, молодец! Садись на свое место. Кто запишет третье предложение? | Кто-то выходит к доске. |
- Прочитай третье предложение | Ручеёк лишь журчит |
- Запиши и объясни выделенные орфограммы | ручЕёк - безударная гласная, проверочное слово ручЕй лишЬ – указывает на мягкость |
- Спасибо, садись на свое место. Кто запишет четвертое предложение? | Кто-то выходит к доске |
- Прочитай предложение | Своим блеском луна всё вокруг серебрит. |
- Запиши и объясни выделенные орфограммы. | блескОм – безударная гласная в окончании. Всё - парная по глухости/звонкости, вОкруг – безударная гласная, проверочных слов нет, поэтому мы должны запомнить написание этого слова. вокруГ – парная по глухости/звонкости, проверочное слово круГом сЕребрит – безударная гласная в корне слова, проверочного слова нет, нужно запомнить. серЕбрит – безударная гласная в корне слова, проверочное слово – серебряный. |
- Спасибо, верно, садись на своё место. | |
- Итак, какую задачу урока мы с вами только что выполнили? | Вторую, закрепили знания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Учащиеся самостоятельно выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. |
-Итак, сейчас мы переходим к 3 задаче нашего урока, будем проверять свои знания. | Слушают |
- На ваших столах найдите КАРТОЧКУ №1. КАРТОЧКА №1: Задание: составить предложение из слов. лесом, над, сверкнула, молния на, грела, спинку, змея, песке в, как, лесу, зимой, красиво | Находят. |
- … прочитай, пожалуйста, задание. | Кто-то читает |
- Работу вы будете выполнять в парах. | |
- Напомните мне правила работы в парах (Учитель повторяет правильные ответы детей) | Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела; вовремя оказывать помощь, следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца. |
- Молодцы. Берём в руки простой карандаш и выполняем задание на карточке. После того, как все выполнят, мы вместе проверим. Приступайте к выполнению. | Выполняют. |
- Покажите свою готовность. | |
- Теперь убираем простой карандаш, берем в руки ручку и проверяем ответы с эталоном (на слайде) На слайде: Над лесом сверкнула молния. Змея грела спинку на земле. Как красиво зимой в лесу. | Проверяют. |
- Ребята, теперь оцените себя. Кто выполнил задание без ошибок поставьте плюс, у кого были ошибки поставьте минус. | Оценивают себя |
- Хорошо. | |
- Теперь поднимите руки те, у кого нет ошибок. | Поднимают. |
- А теперь поднимите руки те, кто всё же допустил ошибки. | Поднимают. |
- Ребята, что мы можем пожелать тем, у кого всё же возникли ошибки? | Быть внимательнее. |
- Хорошо. Итак, какую задачу урока мы с вами только что выполнили? | Третью, проверили себя. |
- Верно. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг. |
- Теперь найдите у вас на столах КАРТОЧКА №2. КАРТОЧКА №2: Задание: найди границы предложений в тексте где точка, где заглавная буква. ударил гром кот Васька забился под стол он испугался грозы | Слушают |
- … прочитай задание. | Читает |
- Возьмите в руки простой карандаш и приступайте к работе. Работу выполняем индивидуально на карточках. | Выполняют задание. |
- Кто выполнил, покажите свою готовность. | |
- Итак, теперь проверьте себя с ответами на слайде (на слайде ответы). Возьмите в руки ручку. Если у вас есть ошибки поставьте - ? знак, если ошибок нет - ! знак. КАРТОЧКА №2: Ударил гром. Кот Васька забился под стол. Он испугался грозы. | Сравнивают |
- Поднимите руки те, у кого за выполнение работы нет ни одного - ? знака, то есть стоит ! знак. | Поднимают руки. |
- Теперь поднимите руки те, кто всё же допустил ошибки. | Поднимают руки. |
- Ребята, те, кто поставил вопросительный знак, обязательно вернитесь к этому заданию и в следующий раз будьте внимательней. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; План этапа: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности. |
- Ребята, наш урок подходит к концу. | |
- Итак, напомните, какая была тема нашего урока? | - Что такое предложение |
- Мы открыли новое знание? | - Да |
- Каким образом? | - Выполняя упражнение |
- Ребята, а все ли задачи урока мы выполнили? | - Да |
- Как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке? | - Да |
- Теперь Незнайка не будет делать ошибки. | |
- Верно. Молодцы. | |
- Сейчас давайте оценим вашу деятельность на уроке. На слайде вы видите два пейзажа, выберите картину в зависимости от того, как вы сегодня работали на уроке. - Поднимите руку, кто выбрал первую картину, а кто вторую? - Почему вы выбрали такие картинки? | Выбирают. |
Итог урока. Цель. Подвести итог учебной деятельности. |
- Я была очень рада работать с вами. | Слушают |
- Урок окончен. До свидания! | Прощаются |