kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку «Что такое части речи?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока по русскому языку

«Что такое части речи?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Что такое части речи?»»


МКОУ «Чунинская СОШ»




Конспект урока по русскому языку

«Что такое части речи?»

Класс: 2

Учитель: Гасанова Тагират Магомедовна












Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

  • способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;

  • прививать интерес к предмету русский язык.


Планируемые результаты:


1. Предметные результаты:

  • уметь называть в окружающем мире и на рисунке самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • извлекать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

  • строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве;

  • высказывать и отстаивать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


3. Личностные результаты:

  • выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

  • оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, презентация, цветные карандаши, листы самооценки, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.


1. Приветствие учащихся.

– Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь, ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день.

2. Проверка готовности к уроку.

– Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. И начинаем работать.


Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;


II. Актуализация имеющихся знаний.


1. Минутка чистописания.

Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

2. Словарная работа.

- Как вы понимаете смысл пословицы «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?

-Запишите пословицу к себе в тетрадь.

- Какие звуки обозначает буква С?

- Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]?

- Старик выловил неводом слова: лягушка, лисица, работа, медведь, заяц.

- Какие это слова? Запишите в тетрадь.

-А проверить орфографическое написание слов нам поможет Старуха.

-Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее?

-А как нужно работать на уроке?

- Вместе с нами сегодня на уроке будут работать сказочные герои.

- Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

- Откройте содержание учебника, посмотрите и скажите, как называется раздел, который мы изучили? (Звуки и буквы)

- Что мы изучали в этом разделе? (Изучали орфограммы русского языка).

- Золотая рыбка предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки?

Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва.

- Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение. Один ученик работает у доски.

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?

- Из чего состоит речь?

- Все слова нашей речи делятся на группы, части.

Записывают в тетрадь число кл. работа.














-Звуки и буквы

-Изучали орфограммы русского язык).










«Сказка о рыбаке и рыбке»





(Речь)

Познавательные:

- понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;


регулятивные:

(учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Подбор словарных слов по заданной теме;


познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.








- А на какие группы можно поделить эти слова?

- По какому признаку слова распределены на три группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьей группы?

- Какую роль они играют в русском языке?

-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?


Гимнастика для глаз:

- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза, найдите в классе Чебурашку. Посмотрите на него.

Закройте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и найдите Айболита. Посмотрите на него. Сосчитайте, сколько сказочных героев слева? Сосчитайте, сколько героев в классе?

(В первую группу слова отвечают на вопрос Что?, во вторую — на вопрос Какой? Какая? Какое?, в третью — на вопрос Что делает?)

(В 1 слова обозначают предмет, явления, во 2 е — признак, в 3 — действие)

Части речи

-Узнать,как называются части речи (группы слов)

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

IV. Совместное открытие знаний.




























































































- В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название.

- Что нам поможет узнать эти названия? (Учебник)

- Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется?


- Поработайте, пожалуйста, в паре.

Напоминаю правила работы в парах:

  • Слушай, что говорят другие.

  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  • Говори спокойно и ясно, только по делу.

  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  • Помогай товарищу, если он об этом просит.

  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Проанализируйте эту схему.

- Что мы уже знаем из схемы?

- Какая информация является новой для нас?

- В русском языке принято сокращать части речи на письме так:

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

- А почему эти группы именно так называются?

- Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!

Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)!

А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать?

На доске поочередно появляются изображения волшебников.

- Как вы поняли, почему существительное так называется? Глагол? Прилагательное?


ФИЗМИНУТКА

(видео)


- учебник


- в виде схемы, «Части речи»


- что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд

- названия частей речи (сущ, прил, глаг)



Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают;


- не знаем








Повторяют правила работы в группе














Слушают текст

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме.


V. Первичное закрепление во внешней речи.


-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

- На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и карточки со словами.

- Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание?

- Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, Белочка принесла вам в помощь алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение.

Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые.


- Чему мы учились?


Работают с учебником.







Читают правило.















Дети записывают слова в тетрадь



Учились распознавать части речи

регулятивные: работать по предложенному плану;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Самостоятельная работа на карточках.

-У вас на партах лежат конверты с заданиями. Выберите то задание, которое вам по силам.


Карточка №1


Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

Белка грызёт золотые орешки.

Карточка №2

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

грызет

читать

белочка

вкусное

царевна

орешек

интересная

мечтаем

Оцени себя

Самопроверка по эталону. Самооценка.

Критерии оценивания:

• Все правильно – «5»

• 1 ошибка- «4»

• 2 –«3»

• Больше 3- «2»

Оцениваем свою работу, делаем вывод.

Выполняют работу в карточках.






















Оценивают свою работу

Познавательные:

владеть общими приёмами решения задач






Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

VII. Включение в систему знаний и повторение.


-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Какие бывают части речи?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что вы знаете о глаголе?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает глагол?

Ученик собирает на доске кластер «Части речи»

-Мы достигли поставленной цели? Докажите

-Какие сказочные герои помогали нам на уроке?

-Из каких они сказок?

-Кто автор этих сказок? (портрет автора на доске)

На доске ученик собирает кластер .







Перечисляют героев.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

А.С.Пушкин

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия.


- Оцените свою работу на уроке:

Возьмите в руки карандаш:


Зеленый – Все понял, смогу помочь другим!

Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности!

Красный – Не понял, мне нужна помощь!


- Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки.


Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен

легким / трудным


Оценивают свою работу.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Регулятивные: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля

IX. Домашнее задание.


-Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71

-Прочитайте упражнение.

-Какие возникли вопросы по выполнению?

Записывают домашнее задание.




Разбирают упражнение.

Регулятивные:

развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку «Что такое части речи?»

Автор: Гасанова Тагират Магомедовна

Дата: 25.01.2021

Номер свидетельства: 571298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) ""Что такое части речи?""
    ["seo_title"] => string(23) "chto_takoe_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "521631"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570078432"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка  "Что такое приставка?" с презентацией."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-pristavka-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "273019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452105506"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства