1. Предметные результаты:
2. Метапредметные результаты:
3. Личностные результаты:
В.Г. Горецкий, презентация, цветные карандаши, листы самооценки, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности. | 1. Приветствие учащихся. – Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь, ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день. 2. Проверка готовности к уроку. – Сейчас у нас урок русского языка, проверяем готовность. И начинаем работать. | Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. регулятивные: -осуществлять самоконтроль; |
II. Актуализация имеющихся знаний. | 1. Минутка чистописания. Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв. 2. Словарная работа. - Как вы понимаете смысл пословицы «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»? -Запишите пословицу к себе в тетрадь. - Какие звуки обозначает буква С? - Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]? - Старик выловил неводом слова: лягушка, лисица, работа, медведь, заяц. - Какие это слова? Запишите в тетрадь. -А проверить орфографическое написание слов нам поможет Старуха. -Ребята, как вы думаете, какое слово лишнее? -А как нужно работать на уроке? - Вместе с нами сегодня на уроке будут работать сказочные герои. - Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. - Откройте содержание учебника, посмотрите и скажите, как называется раздел, который мы изучили? (Звуки и буквы) - Что мы изучали в этом разделе? (Изучали орфограммы русского языка). - Золотая рыбка предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание. - Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки? Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва. - Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение. Один ученик работает у доски. - Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим? - Из чего состоит речь? - Все слова нашей речи делятся на группы, части. | Записывают в тетрадь число кл. работа. -Звуки и буквы -Изучали орфограммы русского язык). «Сказка о рыбаке и рыбке» (Речь) | Познавательные: - понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; регулятивные: (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале) Подбор словарных слов по заданной теме; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | - А на какие группы можно поделить эти слова? - По какому признаку слова распределены на три группы? - Что обозначают слова первой, второй, третьей группы? - Какую роль они играют в русском языке? -Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока. -Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Гимнастика для глаз: - Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза, найдите в классе Чебурашку. Посмотрите на него. Закройте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и найдите Айболита. Посмотрите на него. Сосчитайте, сколько сказочных героев слева? Сосчитайте, сколько героев в классе? | (В первую группу слова отвечают на вопрос Что?, во вторую — на вопрос Какой? Какая? Какое?, в третью — на вопрос Что делает?) (В 1 слова обозначают предмет, явления, во 2 е — признак, в 3 — действие) Части речи -Узнать,как называются части речи (группы слов) | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке |
IV. Совместное открытие знаний. | - В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название. - Что нам поможет узнать эти названия? (Учебник) - Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется? - Поработайте, пожалуйста, в паре. Напоминаю правила работы в парах: Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно и ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищу, если он об этом просит. Точно выполняй возложенную на тебя роль. - Проанализируйте эту схему. - Что мы уже знаем из схемы? - Какая информация является новой для нас? - В русском языке принято сокращать части речи на письме так: Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. - А почему эти группы именно так называются? - Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок. «С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?! Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)! А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? На доске поочередно появляются изображения волшебников. - Как вы поняли, почему существительное так называется? Глагол? Прилагательное? ФИЗМИНУТКА (видео) | - учебник - в виде схемы, «Части речи» - что слова-предметы отвечают на вопросы кто-что?, слова-признаки – какой? и тд, слова-действия – что делать? и тд - названия частей речи (сущ, прил, глаг) Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; - не знаем Повторяют правила работы в группе Слушают текст | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | -Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова. -Что же называют частями речи? (зачитать) -Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать) -Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать) - На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и карточки со словами. - Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание? - Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, Белочка принесла вам в помощь алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его. 1. Задать к слову вопрос. 2. Определить, что обозначает слово. 3. Назвать часть речи, к которой относится это слово. - Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение. Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые. - Чему мы учились? | Работают с учебником. Читают правило. Дети записывают слова в тетрадь Учились распознавать части речи | регулятивные: работать по предложенному плану; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная работа на карточках. -У вас на партах лежат конверты с заданиями. Выберите то задание, которое вам по силам. Карточка №1 Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. Белка грызёт золотые орешки. Карточка №2 В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи существительное | прилагательное | глагол | сказка | добрый | выдумывать | чудо | волшебная | заколдует | золотая | сказочный | рассказываем | терем | грызет | читать | белочка | вкусное | царевна | орешек | интересная | мечтаем | Оцени себя Самопроверка по эталону. Самооценка. Критерии оценивания: • Все правильно – «5» • 1 ошибка- «4» • 2 –«3» • Больше 3- «2» Оцениваем свою работу, делаем вывод. | Выполняют работу в карточках. Оценивают свою работу | Познавательные: владеть общими приёмами решения задач Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | -Что нового мы узнали сегодня на уроке? -Какие бывают части речи? -Что обозначает имя существительное? -На какие вопросы отвечает имя существительное? -Что обозначает имя прилагательное? -На какие вопросы отвечает? -Что вы знаете о глаголе? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает глагол? Ученик собирает на доске кластер «Части речи» -Мы достигли поставленной цели? Докажите -Какие сказочные герои помогали нам на уроке? -Из каких они сказок? -Кто автор этих сказок? (портрет автора на доске) | На доске ученик собирает кластер . Перечисляют героев. Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди А.С.Пушкин | Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VIII. Рефлексия. | - Оцените свою работу на уроке: Возьмите в руки карандаш: Зеленый – Все понял, смогу помочь другим! Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности! Красный – Не понял, мне нужна помощь! - Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки. Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне был понятен / не понятен легким / трудным | Оценивают свою работу. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля |
IX. Домашнее задание. | -Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71 -Прочитайте упражнение. -Какие возникли вопросы по выполнению? | Записывают домашнее задание. Разбирают упражнение. | Регулятивные: развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |