Цель урока: формирование умения совершенствовать называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте;
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока | Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1)Организационный этап. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна. Давайте подготовимся к предстоящему уроку. | |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | -Что бы узнать, что мы сегодня будем проходить, нужно выполнить несколько заданий. Начнем! 1)Закончите определение. Группы слов, которые выделяются на основании общего значения, вопроса, на который они отвечают, и роли, которую они выполняют в предложении, это … -Молодцы! 2) Отметь все имена существительные красным, а глаголы — зелёным. С приездом Гриши стало, пожалуй, ещё больше криков и споров. Гриша вскочил, красный как свёкла. Катя увидела Васю на диванчике. Он спал. 3) Отметь все имена прилагательные красным, а местоимения — зелёным. Но он говорил уже только о покупке рощи и кормовых травах. Высокие комнаты гудели, собаки лаяли, кошки мяукали, деревенская прислуга гремела тарелками, дети ревели и ссорились. Проходя по столовой, она увидела в окно Васю… 4) Отметь все числительные красным цветом. Я сразу увидела: было для компоту десять черносливин, а как она подошла, так и девять сделалось. Через год ей будет шестнадцать лет. — Сколько вам лет? — спросила я. — Скоро будет тринадцать, — ответил он. — Очень скоро. Через одиннадцать месяцев. -Как вы думаете о чем сегодня пойдет тема урока? -кто сформирует цель сегодняшнего урока ? | Части речи Ответы детей. 3)Прил.- кормовых, Высокие, деревенская. М.- он,она. 4) десять, девять, шестнадцать, тринадцать, диннадцать. -части речи Сегодня мы вспомним о том, что такое части речи. |
3) Первичное усвоение новых знаний. | -Давайте распределим слова на 5 групп. На какие части речи мы будем делить слова? -молодцы! Вы справились с эти заданием. -Для следующего задания нам нужно будет открыть тетради и записать сегодняшнее число и классную работу. -Выпишите из текста и распредели на группы существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. Укатился апельсин Укатился апельсин Да под кресло, А что дальше Было с ним — Неизвестно. Может, Стал он королём Тьмы и пыли, Потому что мы о нём Позабыли. Может, | В солнце над рекой Превратился И оранжевой щекой Прокатился По лугам, По берегам, По сарям, Потому что Мы его Вспоминаем. (М. Рупасова) | -Давайте прочитаем и запишем предложения в соответствии с таблицей. Озаглавь получившийся текст. Выполни грамматический разбор третьего предложения. -Самостоятельно! -Следующее задание нужно будет, заполни таблицу своими примерами. Записать не менее 5 слов. Сущ., прил., гл., мест., предлоги, наречие, | Сущ., прил., гл., мест., числ. Сущ.- апельсин, кресло, королем, тьмы, пыли, солнце, рекой, щекой, лугам, берегам, сарям. Прил.-дальше, неизвестно, оранжевой. Гл.- укатился, было, может, стал, позабыли, превратился, прокатился, вспоминаем. Др...жит серая ...синка. Х...р...шо в лесу в полдень. Кр...сноватые сосны р...звесили свои иглистые в...рш...ны. Огромный к...ренастый дуб р...скинул выр...зные листья. Кр...суется белая берё...ка с душ...стыми л...сточ?ками. З...лёные ёлочки выг...бают к...лючие ветви. |
4) Первичная проверка понимания | Вспомним, что ты знаешь об изученных частях речи. Часть речи | Что означает | На какие вопросы отвечает | Имя сущ. | Предмет | (кто? что?) | Имя прил. | Признак предмета | (какой? какая? какое?) | Имя чис. | Количество или порядок предметов при счёте | (сколько? который?) | Мест. | Указывает на предмет, не называя его | (кто? что?) | Гл. | Действие или состояние предмета | (что делать? что сделать? что делает? что сделает?) | Служебные части речи | Предлоги: в, над, под, около | Союзы: и, а, но | Частицы: даже, только, не, же, ли | Пройдем маленький тест по изученному. 1)Обозначает признак предмета: 2) Указывает на предмет, но не называет его: 3) Изменяется по временам: 4) Называет предмет: 5) Служит для связи слов в предложении: -Прочитай скороговорку. Что интересного ты заметил? Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!» -Спиши скороговорку. Над выделенными словами надпиши части речи. Физкультминутка А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) | Смотрят на таблицу в МЭО. Обсуждение. Прил. Местоимение Глагол Сущ. предлог дети проговаривают и списывают в тетрадь. |
5) Первичное закрепление. | -Спиши предложения. Что общего у выделенных слов? Надпиши, какими частями речи являются эти слова. 1)Стою на нашем берегу, покой границы берегу. 2)Давайте печь пироги! Растопите печь. 3)Сугробы снега вьюги намели, И у ворот, как баржа на мели, Полуторка стоит. -Прочитай текст. Определи у всех прилагательных род и число. Представь, что тебе нужно нарисовать картинку к этому стихотворению. Как мы определяем род и число прил.? - Выдели в тексте все имена собственные. Давайте вспомним имена собственные - это имена… -Запиши словами числительные 11, 15, 8, 18, 16. Сегодня ты познакомишься с новыми словарными словами. Постарайся запомнить их написание. -Слово шестнадцать образовалось сращением слов шесть на десять. В старину десять звучало как «дцать». Отсюда получается, что «на дцать» — это один свыше десяти. По такому же принципу образованы и все другие числительные от 11 до 19. -Составь три предложения, со словами шестнадцать, двадцать. Употреби слова в виде порядкового и количественного числительного. -Рассмотрим таблицу и попробуй охарактеризовать каждую часть речи, рассматривая каждый из признаков. -Выпиши из текста и распредели на группы существительные, прилагательные, глаголы, местоимения и числительные. Щи-талочка Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжён — Кочерыжка, выйди вон! (М. Бородицкая) | Перелётный штукатур Перелётный штукатур Не боится верхотур: Прилетает к нам весной В старой люльке подвесной. (М. Бородицкая) Ответы детей. Одиннадцать, пятнадцать, восемь, восемнадцать,, шестнадцать Ответы детей Дети выполняют работу. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выполняем задания в МЭО «проверь себя» | |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Продолжите предложение... На уроке я узнал... Своей работой на уроке я остался доволен или недоволен, потому что... | |