Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: Слайд 1. « Прикоснись ко мне добротой. И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой» Как вы понимаете «Прикоснись ко мне добротой» (улыбнись, скажи доброе слово) Оказывается для счастья надо очень мало, просто нести добро | Дети отвечают: «Улыбнуться, сказать доброе слово» | Личностные желания «прикоснуться добротой» |
2. Минутка каллиграфии и актуализация знаний | На минутке каллиграфии мы будем отрабатывать написание буквы Д, соединение с буквой о. Какое соединение? (показ на доске, На доске запись: До добро, Придумайте однокоренные слова к слову добро (доброта, добрый) Правильно, это родственные слова, но с другой стороны одно слово здесь лишнее. По каким признакам вы определили, что все остальные слова имена существительные? Значит какая тема сегодняшнего урока? | На второй строчке пишут добро, обращается внимание на соединения, а на первой строчке дети пишут букву «Д» Пишут «добро», «доброта», «добрый». Слова отвечают на вопрос Что? И обозначают предмет. Отвечают: «Имя существительное» Пытаются сформировать цели урока. | Познавательные: использование имеющихся знаний Коммуникативные: оформление своей мысли в устной речи Регулятивные: определять цель учебной задачи |
3. Работа над темой. а)Предупредительный диктант. б)Объяснительный диктант. | а)Сейчас мы будем определять орфограммы в каждом слове, объяснять их написание. Трава, роса, волна Как проверить безударную гласную? Что объединяет эти слова? К какому склонению они относятся? Вывод: Какие существительные относятся к первому склонению? б) Солнце, праздник Как проверить непроизносимую согласную? К какому склонению относятся эти слова? Задание: записать несколько слов второго склонения. Вывод: Какие существительные относятся ко второму склонению? Дочь, мышь, молодежь На какое правило данные слова? К какому типу склонения они относятся? Записать несколько слов третьего склонения. Вывод: Какие существительные относятся к третьему склонению? | а)Дети находят и объясняют орфограммы в словах, а затем записывают слова, повторяют правила проверки безударной гласной, находят то, что объединяет эти слова (являются именами существительными и относятся к первому склонению) б) Дети записывают слова, а затем объясняют орфограммы. Находят общее, что их объединяет, повторяют правила, как проверить непроизносимую согласную и правописание мягкого знака существительных после шипящих. | Познавательные: Сравнивать и объединять слова в группу, определять склонение имен существительных. Регулятивные: Планировать свою деятельность Коммуникативные: Обоснование своего ответа |
4. Физкультминутка | Что украшает нашу жизнь7 (Природа: цветы, птицы, бабочки и т.д.) Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Верно ли утверждение, что добрый человек любит природу? (да) Как не любить эту красоту! (показ слайдов с изображением природы) | Удивляются красоте бабочки, моральный и физический отдых | Личностные: Осознание своей роли в природе |
5. Закрепление пройденного | Верно ли утверждение, что добрый человек любит природу? (да) Как не любить эту красоту! (показ слайдов с изображением природы) Задание: составить предложения, разобрать по членам предложения, определить падеж имен существительных и склонение. Снег искрится на солнце. Проблемная ситуация: как определить склонение существительного в косвенном падеже? (надо поставить существительное в именительный падеж) | Разрешение проблемной ситуации, дети приходят к выводу, что существительное необходимо поставить в именительный падеж для того, чтобы определить его склонение. | Познавательные: Установление логической связи, постановка и решение проблемы Личностные: Положительное отношение к природе Регулятивные: Умение производить контроль своих действий Коммуникативные: Умение правильно и грамотно стоить предложение |
6. Выборочный диктант | Игровое упражнение «Поймай свое слово». Мы с вами любуемся снегом, облаками, восходом и закатом, а как приятно чувствовать легкое прикосновение ветерка. Сейчас каждый поймает свое слово. Первый ряд запишет слова первого склонения, второй__ второго склонения, третий___третьего склонения. На слайде слова: Луч, снег, облако, ветер, закат, море, гнездо, радость, тень, грусть, зима, весна, осень, сосулька, улица. | Первый ряд записывает имена существительные первого склонения, второй ряд – второго склонения, третий – третьего. | Познавательные: Умение классифицировать (разделять по группам) Регулятивные: Производить контроль своих действий Коммуникативные: Обоснование своего ответа |
7. Работа по учебнику | Письмо по памяти. Упражнение 172. Кто лучше поэтов может сказать о красоте природы? (никто) Чтение стихов о природе. Задание: прочитайте стихотворение в учебнике Какую картину вы представили? Запишите стихотворение по памяти. Назовите слова с безударной гласной в корне? На какое правило еще встретились слова? Определите склонение имен существительных? | Дети определяют склонение имен существительных. Определяют слова с безударной гласной в корне. Рассказывают стихи о природе. | Регулятивные: Применение нового знания Познавательные: Умение выделять существенные признаки Коммуникативные: Умение выразительно прочитать стихотворение |
8. Физкультминутка | Руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. | Отдых. | |
9. Списывание с дополнительным заданием. | «Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу!» | Дети списывают со слайда и определяют склонение имен существительных в косвенных падежах и проверяют задание друг у друга. | Познавательные: Применение новых знаний Регулятивные: Контроль, самоконтроль. Коммуникативные: Умение слушать друг друга и спокойно воспринимать критику |
10. Составление цветика – семицветика. | Мы сейчас составим тоже три волшебных цветка. Первый цветок будет состоять из лепестков, на которых записаны слова первого склонения и т. д. Лепестки со словами: доброта, отвага, ласка, дружба, забота, внимание, уважение, сочувствие, мужество, честность, щедрость, чуткость, справедливость, скромность. Я хочу, чтоб эти слова были главными в жизни | Каждый ученик получает по одному слову на лепестке и прикрепляет к определенному цветку. | Познавательные: Умение выделять существенные признаки, группировать слова Регулятивные: Определять контроль своих действий Личностные: Желание стать лучше. |
11. Рефлексия. | Что вам понравилось на уроке? Какие орфограммы встретились на уроке? Какие правила мы повторили? Кто может повторить самый главный вопрос на уроке. Как мы на него ответили? | Дети отвечают на вопросы. | Познавательные: Умение делать выводы, применение ранее полученных знаний в разрешении проблемных ситуаций. Регулятивные: Самооценка Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы полным ответом. |
12. Домашнее задание | Написать мини – сочинение: «Какое бы желание вы загадали, если бы у вас был один единственный волшебный лепесток» | | |