- Каким членом предложения бывает имя прилагательное? Как подчёркиваем прилагательное?
2. Работа с текстом. ЭКРАН
- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом.
– Перед вами текст. Прочитайте его про себя. …, прочти вслух.
Друзья
Наступает весна. Возвращаются к нам птицы. Прилетят, запоют песни. Прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это вестники весны. Надо починить для них скворечники, устроить на берёзах, на домах.
Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат насекомых и сохранят сады и поля.
- ничего не заметили? Всё нормально с текстом?
Работа в группах. Вставить подходящие по смыслу слова.
Пернатые друзья
Наступает долгожданная весна. Возвращаются к нам перелётные птицы. Прилетят, запоют весёлые песни. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Надо починить для них старые скворечники, устроить новые на берёзах, на домах.
Птицы отплатят за чудесную квартиру. Они уничтожат вредных насекомых и сохранят зелёные сады и поля.
Слова для справок: перелётные, долгожданная, весёлые, первые, новые, старые, вредных, чудесную, зелёные.
- Что случилось с текстом?
- Проверим, все, вместе какие подходящие по смыслу прилагательные вставили в текст.
- Ребята, какой текст вам больше понравился? Почему?
- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
- Сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи.
(Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным.)
3, Физкультминутка.
Закрепить умение определять на слух имена прил.
-Встать, если услышите имя прилагательное (делаем наклоны вправо, влево). Если слово другой части речи – присесть.
- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет. Например:
Красное…(платье) Безоблачное…(небо)
Добрый…(человек) Яркое…(солнце)
Душистая…(роза) Надежный…(друг)
Дождливая…(погода) Грибной …(суп) Карие…(глаза)
4. Работа в учебнике.
- А теперь, ребята, подобное задание выполним в учебнике упр.111 на с. 65.
- Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
- Записать полученные словосочетания.
- Выделить окончания в именах прилагательных.
1 ряд – записывает только 1 строку;
2 ряд – вторую строку;
3 ряд – третью строку.
Фронтальная проверка. (С каждого ряда по цепочке ученики зачитывает словосочетания, называя окончание которое выделили)
5. Проблемный вопрос. Упр.111 с. 65
- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:
запах, цвет, вкус, форму, размер и другие.
-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:
по запаху – душистая; ароматная; свежая
по цвету – оранжевый, синее;
по величине – большое; маленькое, огромное.
по весу – тяжёлая; легкая.
Вывод: имена прилагательные делятся на группы по лексическому значению.
- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название? – Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.
- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное? (К имени существительному).
Вывод:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
6. Закрепление нового знания. (Закрепить в игровой форме полученные знания.)
7. Игра. Творческое задание «Загадай предмет».
- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)
- Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)
- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)
- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)
- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)
- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)
Серый, хищный, жадный ---- волк
Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр
Верная, ласковая, добрая ------- собака
Розовый, важный, красивый -------- фламинго
Солнечный, весёлый……
Ясная, холодная……
- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний.
8. Контроль и самоконтроль. (Обобщение знаний)
- Ребята, у каждого на столележит тест, который поможет нам определить уровень усвоения изученного материала. Подпишите свою работу. На работу даётся 1 минута.
9. Рефлексия
-Вы сегодня много работали на уроке.
-Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?
- Зачем нам в речи нужны имена прилагательные?
- можно обойтись без имен прилагательных?
- Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.
10. Оцени себя
1.На уроке я работал
Активно
Пассивно
2.Своей работой на уроке я
Доволен
Не доволен
3.Урок для меня показался
Коротким
Длинным
4.За урок я
Не устал
Устал
5.Моё настроение
Стало лучше
Стало хуже
6.Материал урока мне был
Понятен
Не понятен
11.Подведение итогов урока
Закончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
12.Домашнее задание: разноуровневое на карточках.
1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.
2-й уровень:спишите текст, вставляя имена прилагательные; в предложениях выделите грамматическую основу.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.
3-й уровень: составьте с данными словами предложения, запишите предложения, подчеркните прилагательные; выделите окончания у прилагательных; подчеркните в предложениях грамматическую основу.