kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллл

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс. Значение и употребление имён прилагательных в речи.»



Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи.


Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • учить выявлять признаки имен прилагательных;

  • учить определять лексическое значение имен прилагательных;

учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

  • определять лексическое значение имен прилагательных;

составлять словосочетания с именами прилагательными

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

  • планировать результат обучения;

  • делать вывод по наблюдениям;

  • классифицировать слова по общему признаку;

обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

проявлять интерес к русскому

Познавательные

Умение:

выявить особенности изменения имен прилагательных;

распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

перерабатывать и обобщать полученную информацию;

давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные

Умение:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Коммуникативные

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; организация образовательного пространства.




Ход урока

Ι. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.


-Вы урок начать готовы.

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

-Посмотрели друг на друга, приветливо улыбнулись и тихо сели за парты.

-Запишите число, классная работа.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

(Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Итак, поехали по дорогам знаний.


ΙΙ. Актуализация знаний.

- Ребята, какое время года уже скоро наступит? (На доске макет солнышка, три облачка, картинка весны и слово ВЕСНА) 

- Какое настроение приносит нам это время года?

- Давайте расскажем о весне, какая она? (Ответы детей: ранняя, тёплая, весёлая, яркая. Солнечная. Короткая. Прекрасная. Долгожданная. Ароматная. Цветущая. Радостная. Нарядная, зелёная, живительная…)


- Запишем красиво слово ВЕСНА, а ниже на строчке слова, которые украсили это время года. Стараемся писать аккуратно и правильно.

- Ребята, а можно сказать о весне, что она приветливая?  Запишем это слово. Оно словарное, его нужно запомнить. Обозначьте орфограмму.

Приветливая – это значит какая? Радушная, ласковая, благожелательная…


III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

- Ребята, слово ВЕСНА r какой части речи относится? (Сущ,)

- Слова, какой части речи украшают имя существительное? (Прил.)

-  Как вы думаете, о какой части речи мы узнаем новое сегодня? (О прил.)

- Сформулируйте тему нового раздела. (На доске открываю слова: имя прилагательное.)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Для чего…?
- Какую роль….?

- Прочитайте на с.63 учебника, совпадают ли ваши вопросы с тем материалом, который мы будем изучать?

Какую роль в речи выполняют им. прилагательные? 

- Вот какие вы молодцы! Вы сами сформулировали гл. вопрос, на который мы должны сегодня ответить на уроке.

- Что знаете об имени прилагательном?

На доске открываются слова: часть речи, обозначают, отвечают на вопросы…

       IY.      Изучение нового материала


1. Запишем предложение:

Наступает весна.

- Дайте характеристику этому предложению.

- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? (Повествовательные, невосклицательные).

- Простое или сложное? (Простое, так как одна грамматическая основа, нераспространённые)

- Слова, какой части речи помогли бы нам сделать предложение распространённым? (прилагательные)

- Добавим в это предложение подходящие по смыслу имена прилагательные. Какое предложение получилось? (варианты ответа детей).

Наступает ранняя весна. (разбор предложения, один ученик у доски) Выбирай карточку, читай и выполняй задание:

Зелёная - (найти основу предложения)


Жёлтая - указать части речи).

Розовая - (дать характеристику предложению, выписать словосочетания)

- Оцените свою работу (самопроверка)

Вывод:

Каким членом предложения бывает имя прилагательное? Как подчёркиваем прилагательное?



2. Работа с текстом. ЭКРАН

- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом.

– Перед вами текст. Прочитайте его про себя. …, прочти вслух.


                                                Друзья

 Наступает весна. Возвращаются к нам птицы. Прилетят, запоют песни. Прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это вестники весны. Надо починить для них скворечники, устроить на берёзах, на домах.

 Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат насекомых и сохранят сады и поля.


- ничего не заметили? Всё нормально с текстом?


Работа в группах. Вставить подходящие по смыслу слова.


                                          Пернатые друзья

Наступает долгожданная весна. Возвращаются к нам перелётные птицы. Прилетят, запоют весёлые песни. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Надо починить для них старые скворечники, устроить новые на берёзах, на домах.

 Птицы отплатят за чудесную квартиру. Они уничтожат вредных насекомых и сохранят зелёные сады и поля.



Слова для справок: перелётные, долгожданная, весёлые, первые, новые, старые, вредных, чудесную, зелёные.


- Что случилось с текстом?

- Проверим, все, вместе какие подходящие по смыслу прилагательные вставили в текст.

- Ребята, какой текст вам больше понравился? Почему?

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи.

(Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным.)


3, Физкультминутка. 

Закрепить умение определять на слух имена прил.

-Встать, если услышите имя прилагательное (делаем наклоны вправо, влево). Если слово другой части речи – присесть.

 Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

- Поиграем. Игра называется «Отгадай предмет»


- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет. Например:

Красное…(платье) Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек) Яркое…(солнце)

Душистая…(роза) Надежный…(друг)

Дождливая…(погода) Грибной …(суп) Карие…(глаза)


4. Работа в учебнике.

- А теперь, ребята, подобное задание выполним в учебнике упр.111 на с. 65.

- Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

- Записать полученные словосочетания.

- Выделить окончания в именах прилагательных.

1 ряд – записывает только 1 строку;

2 ряд – вторую строку;

3 ряд – третью строку.

Фронтальная проверка. (С каждого ряда по цепочке ученики зачитывает словосочетания, называя окончание которое выделили)

5. Проблемный вопрос.  Упр.111 с. 65

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

запах, цвет, вкус, форму, размер и другие. 

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

 по запаху – душистая; ароматная; свежая

по цвету – оранжевый, синее;

по величине – большое; маленькое, огромное.

по весу – тяжёлая; легкая.

Вывод: имена прилагательные делятся на группы по лексическому значению.


- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).


Вывод:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.


6. Закрепление нового знания. (Закрепить в игровой форме полученные знания.)

7. Игра. Творческое задание «Загадай предмет».

- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)


- Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)

- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)


Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака


Розовый, важный, красивый -------- фламинго

Солнечный, весёлый……

Ясная, холодная……



- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний.

8. Контроль и самоконтроль. (Обобщение знаний)

Ребятау каждого на столе лежит тест, который поможет нам определить уровень усвоения изученного материала. Подпишите свою работу. На работу даётся 1 минута.


9. Рефлексия  

-Вы сегодня много работали на уроке.

-Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

- Зачем нам в речи нужны имена прилагательные?

- можно обойтись без имен прилагательных?

- Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.


10. Оцени себя

1.На уроке я работал

Активно

Пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким

Длинным

4.За урок я

Не устал

Устал

5.Моё настроение

Стало лучше

Стало хуже

6.Материал урока мне был

Понятен

Не понятен



11.Подведение итогов урока

Закончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.



12.Домашнее задание: разноуровневое на карточках.




1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в предложениях выделите грамматическую основу.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

3-й уровень: составьте с данными словами предложения, запишите предложения, подчеркните прилагательные; выделите окончания у прилагательных; подчеркните   в предложениях грамматическую основу.

  1. светит, над, яркое, полями, солнце

  2. душистые, на, почки, деревьях, надулись,

  3. в, поселились, скворечниках, скворцы

  4. по, клювом, сухому, забарабанил, дереву, дятел

  5. по, побежали, хлопотливые, кочкам, муравьи

  6. над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрая








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сергиенко Татьяна Владимировна.

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока русского языка на тему "Значение у употребление имен прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_znachieniie_u_upotrieblieniie_imien_pr"
    ["file_id"] => string(6) "459064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519322398"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "108022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства