-- На ваших столах вы видите карточки с предложениями, в которых скрыта тема нашего урока. Узнайте её. (Работа в парах)
Карточка № 1:
Вюга замела лес. Зайка сёжился под елю.
--Какие задачи поставите перед собой на уроке?
-- Как можно достичь поставленных целей?
-- Посмотрите на план урока:
вспомним правила о написании Ъ и Ь,
дополним знания новым материалом,
закрепим правила практической деятельностью,
поработаем в группе,
выполним самостоятельную работу
Посмотрите, как много нужно успеть сделать.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
-- Вспомните правила написания в словах Ъ и разд. Ь знаков. Повернитесь друг к другу и повторите эти правила.
-- А теперь, я вам буду задавать вопросы по правилу, а 1 ученик выйдет к доске и в виде опоры схемы попытается показать правило, т.е. мы слова переведем в знаковую схему.
-После какой части слова стоит Ъ? Покажи его место на схеме.
Какие буквы разделяет Ъ?
-Какие гласные могут стоять перед Ъ?
Молодцы, совместными усилиями схема готова!
-- А теперь, работая в паре, составьте схему-опору для правила написания разделительного ь.
--Вернёмся к карточке с предложениями. Найдите слова с ошибками, выпишите их в тетрадь, обозначьте орфограмму.(1 уч. у доски)
4. Первичное закрепление знаний.
Для закрепления материала предлагаю выполнить работу на карточке № 2. Прочитайте задание. Как вы поняли, какое задание будете выполнять?
– Используя наши смайлики, оцените работу своего соседа.
5. Физкультминутка
- Определите на слух, какой знак пишется в словах, которые я произнесу. Прыгаем, если в слове Ь, приседаем, если в слове Ъ, стоим, если в слове нет этих знаков.
-- Почему в слове переезд не пишутся ни тот, ни другой разделительные знаки?
6.Выборочный диктант
С этим заданием справились неплохо. А теперь усложним задание. Я буду читать предложения, а вы будете выписывать из него только те слова, в которых есть
разделительные ъ и ь. записывая слова, не забывайте оформлять орфограмму, используя схему-опору.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. В воскресенье состоится лыжная прогулка. Сбор у подъезда школы.
7. Этап повторения полученных знаний.
Давайте вспомним план работы на уроке. Что у нас дальше по плану?
Работа в группах
1 группа
Дополни пословицы словом с Ъ. Растолкуй смысл одной из них.
Чует кошка, чьё мясо … .
Чтобы рыбку… , надо в воду лезть.
В лес не … , так и на печке замёрзнешь.
2 группа
Восстанови и запиши фразеологические обороты,
объясни толкование одного из них:
услуга, за сем…ю, медвеж..я, дорога, скатерт…ю, печатями
3 группа
Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак, напиши:
Сравни слова, найди общее и отличие. Выдели приставку.
выезд подъезд
переезд объезд
проезд отъезд
8. Этап проверки знаний.
--Молодцы. Какой этап работы остался невыполненным?
Самостоятельную работу я предлагаю провести в два этапа. Сначала выполнить тестовую работу, чтобы проверить себя, насколько хорошо вы вспомнили правила правописания разделительных ъ и ь знаков, и готовы ли к выполнению самостоятельной работы на отметку.
А) Тест «Разделительные знаки» (Карточка № 3)
1.Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
2.Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +
Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с разделительными ъ и ь. С одним из слов составьте предложение.
Растолковать, сделать понятным.
Полоса земли вдоль берега моря, озера.
Впрыскивание лекарства, укол.
Снежная буря, метель.
Идущий в пищу, пригодный для еды.
Сжаться.
Ягоды, сваренные в сахаре.
9. Этап рефлексии деятельности.
-- Возьмите карточки личных достижений и в колонке «У меня получилось» поставьте плюсики. Сравните с колонкой «Я хотел бы достичь». Поднимите руки те, кто достиг поставленных задач.
- Вы реализовали план урока, выполнили успешно все задания. Действительно ученье нас объединяет, вы очень дружно работали. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой?
- А что они разделяют?
- Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?
- А есть у них что-нибудь общее?
Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать.