Тема: Ь разделительный.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока:
- продолжить знакомство с буквами Ь и Ъ, их особенностями.
Задачи урока:
-продолжить работу, направленную на усвоение правил написания сочетаний ча-ща, чу-щу; жи-ши;
- усвоить, что буквы Ь и Ъ разделяют согласный и гласный звуки;
- развивать навыки чтения, логическое мышление, монологическую речь, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение производить простые логические действия (анализировать, сравнивать).
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить монологические высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.
Оборудование: карточка с буквами Ь и Ъ, карточки для индивидуальной и парной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок
2. Актуализация знаний
1) Прием «Верите ли вы что …»
Верите ли вы, что в русском алфавите 33 буквы?
Верите ли вы, что в русском алфавите 12 гласных?
Верите ли вы, что в русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков? (назовите)
Верите ли вы, что слово сел, можно превратить в слово съел? Как?
Верите ли вы, что «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
2) Работа по карточкам
I вариант.
В…юга хлещет так и сяк,
Б…ёт в лицо крупой сыпучей.
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
Целый день лежит тюлен.,
И лежать ему не лен….
Жаль, тюлен…е прилежан…е
Не пример для подражан…я.
II вариант.
Объявляется банкет!
Все об…едки сдай в буфет!
Об…ясняю: в цирке есть
Те, кто их желает с…есть!
Под…ём – для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойный впору.
На холм забраться не сумел –
Штурмуй бол…шую гору.
3. Восприятие нового материала
1) Сказка о Ь и Ъ знаках
-Послушайте сказку и подумайте, важен ли твердый знак?
Жили – были в славном государстве Русский язык тридцать три сестрицы – тридцать три буквы. Жили – не тужили, пока однажды не разгорелся между ними спор: кто важнее?
-Я важнее всех, - сказала буква Я.
- Нет, я важнее, - кричали наперебой другие буквы.
Спорили они, спорили и решили, что все буквы важны, только Мягкий и Твёрдый знаки не приносят пользы.
- Вы бесполезны, вы не обозначаете никаких звуков, вы нам не нужны, - накинулись буквы на них.
Горько было слышать им такие слова.
- Мы нужны так же, как и любая из вас. Вы же наши сёстры, мы - одна семья! Нам нельзя друг без друга, - пытались оправдаться Ь и Ъ знаки.
- Нет, вы пустое место! – кричали остальные буквы.
Обиделись Мягкий и Твёрдый знаки, не стали больше спорить, собрались и пошли, куда глаза глядят.
Вот день проходит, другой, третий, и стало в государстве твориться что – то неладное. Не понимают больше жители друг друга, теряют смысл слова: «семья» превратилась в «семя», «ель» - в «ел», «шесть» - в «шест», «съел» в «сел». И начался в государстве хаос. Загрустили буквы – сестрички. Стало стыдно им за свои жестокие и глупые слова. Посоветовались они и послали гонца за знаками.
Вернулись знаки домой, простили своих обидчиков, и воцарилась в Русском языке гармония!
А буквы надолго запомнили этот урок: нет никого и ничего бесполезного, всё необходимо в своё время, на своём месте.
И стали сёстры жить – поживать да добра наживать.
-О чем говорится в сказке?
-Почему эти буквы так важны?
2) Записать под диктовку:
С…езд
л…ётся
счаст…е
с….ёмка
под…езд
кол…я
3) Назови одним словом:
Два брата (братья)
Два сучка (сучья)
Два крыла (крылья)
Два друга (друзья)
Мама, папа и я (семья)
Женская одежда (платье)
Пурга (вьюга)
Кукурузные и овсяные (хлопья)
Живут в муравейнике (муравьи)
4) Игра «Пантонима»
Изобразить молча: плясуна, певуна, бегуна, молчуна.
- А как же мы назовем девочек?
- Что интересного в написании этих слов?
4. Закрепление
1) Работа по карточкам
Исправить ошибки.
Плывёт по небу ручка.
Лежит в портфеле тучка.
У пса большая папа,
Пришёл с работы лапа.
Кипит в кастрюле Маша.
Бежыт по саду каша.
Сидят, мурлычут мошки.
Слетелись к лампе кошки.
2) Вставить пропущенные буквы
Ь или Ъ? Людоед
Всё кругом об…ято страхом:
Раз…яренный людоед
Об…явил, что с…ест сегодня
Замечател…ный обед.
В сверх…естественной тревоге
Всё звер…ё уносит ноги.
Даже нес…едобный ёжик
С…ёжился от страха тоже.
Раз…яренный людоед
Мигом с…ел мешок конфет.
Закусил печен…ем плотно.
Но от…явленный злодей.
Он совсем не ест людей.
И не трогает животных.
5. Итог урока. Рефлексия.
Твёрдый знак - не пустяк,
Не пустяк и мягкий знак,
Несмотря на то, что оба
Не читаются никак.
Твёрдый знак суров, сердит –
Буквы он разъединит.
С твёрдым знаком зверя нет –
Обойди хоть целый свет.
Воробей боялся кошек,
Съел в подъезде мало крошек.
Познакомились…
Научились…
Узнали…
6. Домашнее задание.
Читать книги.