— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
У, Я, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах.)
IV. Работа по теме урока
Тема урока Гласные буквы и звуки
Повторение
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
Сказка о гласных звуках
Давным- давно жили-были гласные звуки. И было их 6! У каждого звука был характер!
А -радостный и веселый,
у -угрюмый и задумчивый,
о- очень любил всему удивляться,
и -игривый, улыбчивый,
э- медленный, рассудительный,
ы – самый серьезный и хмурый. Звуки были разными, но очень дружными, так как все умели петь!
[а][о][у][и][э][ы]
— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)
— Произнесите гласные звуки.
Упр. 1 (с. 58)
— Прочитайте стихотворение. Про себя.
— Найдите в стихотворении песенку ласточки. С какой интонацией она пела? Прочитайте выразительно.
— Прочитайте последнее задание.
Выполняем на доске и в тетради:
Февраль, март.
Работа по учебнику, работаем парами
Упр. 3 (с. 59)
— Рассмотрите внимательно рисунки.
— Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.
Для этого один в паре повторяет, а другой определяет.
Скажите мне, а как определить, что это гласный звук? Можно пропеть, почему?
— Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно — Прочитайте сведения о языке. Мудрая сова! С 58
Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.
— Назовите гласные звуки.
— Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
— Прочитайте сведения о языке. С 59
V. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 59)
— Прочитайте.
Пишем на доске и в тетради: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я
[а][о][у][и][э][ы]
2. Игра
Сценка в фотографии
Одному человеку захотелось сфотографироваться.
— Только рот у меня очень большой, — смущённо сказал он фотографу. — Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
— Отчего же, всё можно, — сказал с пониманием фотограф. — Когда я буду снимать, вы тихонечко говорите: изюм, изюм.
Обрадовался посетитель. Сел и, как назло, забыл, что говорить. Вдруг вспомнил и стал твердить:
— Кишмиш, кишмиш...
(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)
— Как вы думаете, останется ли этот человек доволен своей фотографией?