2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | Расположи природные зоны в порядке следования с севера на юг. В какой зоне есть вечная мерзлота. Отметь правильный ответ. Укажи деревья, характерные для зоны тайги. Отметь строку, в которой указаны животные зоны лесов. Чем отличается неживая и живая природа лесной полосы от природы тундры? (Обрати внимание на климат, почву, растительный и животный мир каждой зоны.) | Зона арктических пустынь; Тундра; Зона лесов. в зоне тайги кедровая сосна; ель; лиственница. рыси, лоси, глухари, белки, шмели |
3) Первичное усвоение новых знаний. | Давайте познакомимся с новыми словами. Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Зла́ки — травянистые растения, имеющие полый (пустой) стебель и соцветие в виде колоса, метёлки или початка. К злакам относятся многие виды дикорастущих (типчак, ковыль, мятлик и др.) и культурных (рожь, пшеница) растений. Солонча́к — это участок степи или пустыни, почва которого содержит много солей. Растительность на солончаках очень редкая или совсем отсутствует. Часто солончаки покрываются корками соли. Разнотра́вье — это группа травянистых растений, включающая все их виды, кроме злаков, бобовых и осоки. Степь — это равнина, поросшая травянистой растительностью, в зонах северного и южного полушария. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Прочитай отрывок из стихотворения Татьяны Лавровой и назови природную зону, которой оно посвящено. Сколько солнца, бездонного неба. Степь без края, белёсый ковыль... Словно горы чистейшего снега — Солончак средь зелёной травы. Найди эту природную зону на карте и опиши, как она расположена и с какими природными зонами граничит. | Степь Зона степей располагается в южной части России. На юге она граничит с зоной пустынь, а на севере — с зоной лесов. Поскольку переход от лесов к степям и от степей к пустыням происходит постепенно, образуются две переходные зоны: лесостепи и полупустыни. |
4) Первичная проверка понимания | Рассмотри карту. На ней буквами обозначены две природные зоны. Запиши название этих природных зон. Названия пиши со строчной буквы. Познакомься с особенностями времен года в степной зоне. Предлагаю посмотреть вам отрывок из передачи. Что ты можешь сказать о климатических условиях в зоне степей? Отметь, какая фотография могла быть сделана в степи. Физкультминутка Поморгаем быстро-быстро. Быстро поморгать И зажмуримся. Закрыть глаза, считая до 5 Глазки откроем, Вдаль посмотрим посмотреть в окно, считать до 5 И не нахмуримся. | А-тундра В-степь Зимой климат степей напоминает арктический. Зима относительно суровая, с сильным ветром и метелями. Температура воздуха в январе — −25 °С — −30 °С. Лето жаркое, сухое, солнечное. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. Можно наблюдать и «сухие» дожди. Тогда выпадающие из облака дождевые капли испаряются в воздухе, не долетая до земли. Часто повторяются засухи. Температура воздуха в июле — +22 °С — +24 °С. Весной происходит быстрая смена погоды с холодной на жаркую. Снег тает быстро. В апреле увеличивается количество ясных дней, что может привести к засухам. |
5) Первичное закрепление. | Ответь на вопросы. Что такое степь? Почему в степях зима короче, а лето длиннее и теплее, чем в зоне смешанных лесов? Рассмотри фотографии степи. Изучи список признаков, по которым можно отличить степь от других природных зон. Обрати внимание на то, какая особенность отличает степь от лесов и объединяет её с тундрой. | Ответы детей. Степь — это ровное, плоское пространство. Степь покрыта травянистой растительностью. В степи нет деревьев. Самая главная особенность, отличающая степь от леса — отсутствие деревьев. Именно этим она похожа на тундру. Но в отличие от тундры в степи преобладают не мхи и лишайники, а разнообразные травы. |