• Группа живущих вместе близких родственников — ... (семья).
• Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах, —... (герб).
• Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов — ... (флаг).
• Население государства, страны —... (народ).
• Основная политическая организация общества, осуществляющая управление, охрану экономической и социальной структуры, — ... (государство).
2. Фронтальный опрос
— Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире. (Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.)
— Сколько государств на Земле? Что имеет каждое государство?
- Послушаем, какие сообщения приготовили наши ученики о народах мира.
III. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой? (Экология.)
Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом и «логос» — наука.
Сегодня на уроке будем говорить об экологии.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учитель по ходу рассказа прикрепляет на доску рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля.)
В одном хозяйстве что-то плохо стали доиться коровы — мало молока давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Почему?
Потому что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало.
Почему? Ведь клевером засеивали огромное поле!
Потому что клевер не уродился, опылять его цветки некому было — шмели пропали.
Почему?
Шмелиные гнезда мыши в земле разорили.
Что же делать?
Звать на помощь кошек. Кошки переловят мышей — расплодятся шмели: будет кому опылять клевер. Опылится клевер — появятся его семена. Клевер уродится — его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного!
- Какие связи в природе были нарушены? (Мыши разорили шмелиные гнезда, некому стало опылять клевер, клевера стало мало, коровам не хватает корма.)
- Какой выход придумал человек? (Позвал на помощь кошек, которые переловили мышей.)
Так было когда-то. Но в наши дни кошки шмелей, к сожа¬лению, больше не выручат. Нет, с мышами-то они по-прежнему справятся, но вот со стальными плугами, которые распахивают землю вместе со шмелиными гнездами, им не совладать. Ничего кошкам не поделать и с сенокосилками, после которых шмелям не остается на лугу ни цветка, ни былинки. Ведь не один же только клевер их кормит. Одно лечим, другое калечим.
- Какие связи в природе были нарушены? (Плуги трактора разрушают шмелиные гнезда. Сенокосилки скашивают всю траву так, что шмелям нечем питаться.)
— Какой выход предложите вы? (Ответы учеников.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 24—25.
— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.
— Почему на острове появилось много крыс?
— Какие связи в природе были нарушены? (Растения — та¬раканы — ящерицы — кошки. Погибли кошки — расплодились крысы.)
— Что нужно было сделать, чтобы этого не произошло?
В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки, они могут нанести при¬роде непоправимый вред.
— Приведите примеры нарушения связей в природе.
— Что такое окружающая среда? (Все, что нас окружает и с чем мы связаны.)
— Прочитайте текст на с. 26—27.
— Что такое экология? Прочитайте определение.
V. Физкультминутка
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 8-9).
— Прочитайте и выполните задание.
(После выполнения задания проводится самопроверка.)
— Что такое окружающая среда? (Это все, что окружает жи¬вое существо и с чем оно связано.)
— Что такое экология? (Наука о связях между живыми суще¬ствами и окружающей их средой.)
— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.
№2 (с. 9).
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) (Ответ: солнце, воздух, почва, клест, белка, лесная мышь.)
- Выполните усложненное задание: выберите растение и на¬пишите, что составляет его окружающую среду.
(Учитель проверяет задание, оценивает его.)
№3(с. 9).
— Прочитайте задание. Выполните его.
- Кого мы поместим на первый рисунок? (Кабана.)
- На второй? (Щуку.)
— А на третий? (Осьминога.)
— Почему надо сделать это именно так? Докажите. (Ответы учащихся.)
VII. Рефлексия Работа в парах
- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
Ответ. Первая схема: Живое - неживое.
Неживые предметы оказывают влияние на живые организмы. Воздух, вода, свет и тепло солнца влияют на развитие живых организмов.
Живые организмы оказывают влияние на неживую среду. В лесу благодаря растениям больше влаги. Ветер распространяет семена растений.
Вторая схема:
Растения - животные.
Животные питаются растениями. Растения дают кислород, которым дышат животные. Третья схема: Природа человек.
Природа — это тепло, свет, воздух, вода и пища; радость открытий, доброта. Человек охраняет природу и уничтожает ее.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое экология?
- Что такое окружающая среда?
— Что показалось наиболее интересным?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 26-28.
2. Индивидуальное задание: найти в библиотеке книги по экологии, прочитать выбранную книгу и подготовить по ней краткое сообщение.