Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Охрана животных"»
Тема: Охранаживотных
Цель: систематизировать знания об охране животных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: распечатки таблицы, текстов; рисунки и фотографии животных (дятел, ястреб, белка, куница, еж); плакаты и знаки с изображением экологических правил.
— Рядом с животным напиши, как оно размножается. (Учитель записывает на доске.)
• Бабочка-капустница — ....
• Ящерица — ....
• Мухоловка —....
• Заяц —....
2. Фронтальный опрос
— Как размножаются животные?
— Назовите животное и его способ размножения и развития.
— Как заботятся животные о своем потомстве?
Самоопределениекдеятельности
С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка чесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей II океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.
Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.
Работапотемеурока Беседа
Охрана животных
— Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)
— Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.)
— Назовите животных, которые находятся в опасности. (Ответы учащихся.)
Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!
— Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять ее.)
— Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные парки.)
— Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают.)
Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.
В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному запрету на охоту на них птиц удалось спасти.
Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.
Экологические правила
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
- Давайте послушаем сообщения об этих животных.
(Учитель показывает фотографии и рисунки, раздает распечатки текстов о животных. Учащиеся готовят сообщения и выступают (см. дополнительный материал к уроку).)
- Давайте вспомним экологические правила.
(Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами.)
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.
9. Не разоряй муравейники.
10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
Физкультминутка
Скачут белочки и зайки —
Раз, два, три, раз, два, три!
Скачут, скачут на лужайке — ( Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.)
Встали — сели, встали — сели,
Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.)
Закреплениеизученногоматериала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 51).
— Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охра
— Расскажите, что значат для вас животные.
— Назовите своих любимых животных. Напишите.
№2 (с. 51).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (Отрицательное.)
— Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое 6еспокойство.)
— Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.
— Выполните остальные задания самостоятельно. Пронумеруйте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№ 3 (с. 52).
— Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?
— Что такое Красная книга?
— Сведения о ком туда заносят?
— Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольник
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику, с. 107.)
№ 5(с.53).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Какие правила зашифрованы этими условными знаками?
— Запишите эти правила. (После выполнения задания проводится проверка.)
Рефлексия Игра «Отгадай животное»
1.Меня называют «полицейский лесов», так как я всегда настороже и даю знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на лиственном или хвойном дереве. Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.
Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отказываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в щелку под корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто забываю, куда спрятала. А зимой моими запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и другие птицы. Но и я не остаюсь в долгу — разоряю белкины кладовые.
- Кто я? (Сойка.)
2. Мы — хищные собаки. Живем мы группами, которые по своему устройству очень похожи на человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту — дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам группы, постоянно выражаем свою любовь. Мы очень сплоченный и дисциплинированный коллектив.
У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны пробежать за день 65—80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55—60 км/ч.
Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.
Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя опомнились, так как стали происходить странные вещи. Они стали подвергаться набегам расплодившихся зайцев, оленей, лосей.
- Кто мы? (Волки.)
3. Увидеть меня очень трудно, потому что я любит поспать. Летом сплю весь день, зимой — день и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу.
Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают меня, аккуратного зверька, к прогулке.
Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все, что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но характер у меня мирный, в драку вступаю лишь в самом крайнем случае.
Длина моя — около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея длинная. Я — могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше метра в минуту.
Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы, одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.
— Кто я? ( Барсук.)
Итог. Все эти животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они — живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котенка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Все животные - и травоядные, и хищники — нуждаются в нашей защите. Все в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. По вине человека за последние 300 лет исчезли 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы — люди! Не убивайте зверей и птиц!»