овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о работе почты;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Образовательные ресурсы:
презентация на тему «Как путешествует письмо?»
письмо, открытка, бандероль, марка,
рисунки с изображением почтового голубя, этапов пути письма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
а) Подготовка рабочего места.
б). Актуализация знаний
- Вспомните, откуда в наш дом приходит электричество? Назовите электрические бытовые приборы.
-Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, и скажите: о каких лампах в нём говорится?
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Высыхает мой фитиль,
На стекле густая пыль.
Почему - я не пойму
Не нужна я никому?
А, бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром!
В середине пузырька
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян.
Как зажжёт его хозяин?
Вы, гражданка, - самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
- О каких же лампах шла речь?
-Что это за пузырёк под абажуром, в котором несколько волосков?
- Как надо обращаться с электрическими приборами?
II. Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы и целей.
- Сегодня, когда я шла на урок, увидела Муравьишку – Вопросика. Он сидел и плакал. Оказывается, в далёкой стране в Тропическом лесу в Бразилии у Муравьишки живёт друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Съездить к нему он не может , так как ещё не закончился учебный год. Что же ему делать? Поможем Муравьишке?
- Что вы можете предложить? (Ответы детей)
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь –
За море умчится.
Письмо. (Показ конверта.)
- Верно, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать.
Но наш Муравьишка растерян, он не знает, что такое письмо и как оно попадёт к его другу.
- Ребята, поможем Муравьишке Вопросику узнать, что такое письмо и как путешествует оно?
А вот и Мудрая Черепаха. Она принесла Муравьишке лист бумаги. Это уже письмо? (Нет)
- Что такое письмо?
-Это написанный текст, сообщение, которое посылается кому-либо.
- Если Муравьишка напишет письмо о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? (Нет)
- А что ещё нужно? Отгадайте загадку.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно
Я его не пожалею
Получу и вмиг расклею (конверт)
- Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие. Как вы думаете, с чем мы сегодня должны познакомиться?
-Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем как оно должно дойти в далёкую страну, т.е. узнаем , как путешествует письмо.
2. Изучение нового материала.
А) рассматривание конвертов, знакомство с новыми словами.
-Что такое конверт?
Это пакетик из бумаги для вкладывания в него письма (учитель показывает).
Какие слова там написаны? (кому, от кого, куда, отку, индекс)
- Кто знает, как называют того, кто получает письмо, того, «кому» оно адресован?
- адресат. Посылая письмо, вы должны написать адрес и имя человека, которому пишете.
Муравьишка кому посылает письмо? Что он должен написать?
- Куда?
- Тропический лес. Бразилия.
-Кто знает, как называют того, от кого оно идет, от кого послано?
-отправитель. На этом же конверте вы должны написать свой адрес и имя, чтобы в случае отсутствия или переезда адресата письмо вернулось к вам обратно.
-Кто у нас отправитель?
-Муравьишка.
-Откуда?
- Русский лес. Россия.
Рассмотрите рисунок в учебнике. Найдите нашего Муравьишку. Кем он является - адресатом или отправителем? - - Почему?
-Посмотрите на конверт. Что еще, кроме надписи, на нем есть?
- Марка.
Учитель. Марка – это проездной билет письма. Она оплачивает его путешествие. Марки бывают красивые, интересные. Есть люди, которые коллекционируют почтовые марки. Рассмотрите марки.
У нас Лена и Андрей нарисовали марки предназначенные для них.
Итак, мы купили конверт и приклеили на него марку. Рассмотрите конверты и догадайтесь, что надо сделать дальше?
Между Муравьём и его другом много пустых квадратиков. Вся эта цепочка - маршрут движения письма от отправителя к адресату. Мы его пока не знаем, но на уроке должны заполнить.
- Вы сами должны догадаться, как путешествует письмо. Если правильно разгадаете загадку, то узнаете, какая картинка будет по счёту первой
-К дому – невеличке подлетают птички.
Весточки, приветы понесут по свету.(Почтовый ящик)
Опускаем письмо в почтовый ящик.
Дети накладывают изображение почтового ящика в первый квадратик.
-Без крыльев, а летят, без языка, а говорят. (Письма)
- Несколько раз в день работники почты высыпают письма из ящиков в специальные мешки (дети прикладывают квадратик). Письма привозят на почту и сортируют, то есть распределяют по адресам.
Набирается определённое количество писем, которые поедут в одни и те же города и третья картинка будет… (с изображением двух стопок писем)
(накладывается следующий квадратик).
На каждое письмо ставится штамп с датой и временем его отправления.
Куда письмо отправляется дальше? Каждое в свою сторону.
Что за птица: песен не поёт, гнёзда не вьёт, людей и груз везёт.
(самолёт)
Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползёт, весь обоз один везёт. (поезд)
- Какая карточка займёт пятое место? (самолёт и багаж)
-Часть писем поедет на почтовой машине на вокзал. Их отправят в специальном почтовом вагоне поезда в нужный город. А если до города адресата не ходят поезда, то письмо отправится самолётом вместе с другим багажом
-Наконец, письма попадают в нужный город. На почте их снова сортируют. Раскладывают по адресам. Эти письма - на проспект Мира, а эти - на Цветочную улицу.
-Кто она: полным – полна,
С почтальоном путь-дорогу делит вместе,
Носит вести и худеет понемногу? (сумка почтальона)
Почтальон кладёт их себе в сумку и разносит по адресам.
-Мы синего цвета, висим на стене,
И много приветов храним мы в себе. (почтовые ящики)
Именно почтальон кладёт письмо вам в почтовый ящик (дети докладывают последние рисунки).
Таков маршрут движения письма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
В) знакомство с почтовыми отправлениями.
- Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга.
Он уже написал письмо своему другу. Вика нам его прочтет.
- Но по почте можно отправить не только письмо. Что ещё можно пересылать по почте? Расскажет нам об этом почтальон Печкин.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Зима В Простоквашино».)
- Какие пересылки упомянуты в мультфильме? (Телеграмма, бандероль, посылка.)
Телеграмма - сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.
Учитель показывает образцы телеграмм: обычных и поздравительных.
- Бандероль - почтовое отправление в бумажной обёртке.
Посылка - вещь, посланная в специальной упаковке.
- Что ещё отправляют по почте, но не было упомянуто Печкиным?
Открытка - специальная почтовая карточка для открытого письма. В магазинах вы видите огромное количество различных открыток.
Для чего их выпускают?
С какими праздниками вы поздравляете своих друзей и близких?
Нарисуйте красивую открытку для своего друга или подруги.
Дети выполняют задание в рабочей тетради.
- Что можно отправить бандеролью? Что можно положить в посылку?
Рассмотрите изображения предметов в рабочей тетради, котopыe находятся в каждом почтовом отделении. Что это за предметы и зачем они нужны?
- Для чего на почте весы?
- Как и любые весы, они нужны для взвешивания. За пересылку тяжёлого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить на них марки.
это интересно: почтовые голуби.
На странице учебника мы видим Мудрую Черепаху с голубем, который держит в клюве письмо. Рядом старинные фотографии, на которых изображены голуби.
Как вы думаете, какое отношение имеют эти птицы к теме нашего урока?
Дети высказывают предположения и проверяют их на странице учебника.
-Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
В этом городе была открыта "Голубиная почта".
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.
В настоящее время голубиная почта сохранилась в Швейцарии и на Кубе.
-А знаете ли вы, современные средства связи?
(сотовый телефон, интернет)
-Ребята, нам поступило сообщение из интернета. Хотите узнать, что там?
-Сообщение от почтальона Печкина. Он сообщил, что есть памятник почтальону , и памятник литературному герою-почтальону Печкину .
-Современные средства связи в мгновение ока донесут ваше сообщение на другой конец света.
-Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Что это? Что внутри бутылки?
Откупорим бутылку и посмотрим, что там внутри. Учитель открывает бутылку и достаёт листок с текстом. На нём написаны слова «бутылочная почта».
- Что такое бутылочная почта? Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушения, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.
«Бутылочная почта» существует и сегодня. Ею часто пользуются рекламные фирмы, которые запечатывают в бутылки рекламу своих товаров.
3. Подведение итого урока.
-Ребята, сегодня утром нам в школу принесли письмо, на нем написано "Вручить Неумейке". Послушайте, какую историю рассказал мне почтальон.
Чтение стихотворения "Неумейка" Я. Акима
-Может у нас есть тот, кому вручить это письмо?
- Мы с вами совершили длинное путешествие вместе с письмом.
Какие этапы оно пройдёт, прежде чем попадёт к другу Муравья Вопросика?