1.Организационный момент | (Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь! Посмотри вокруг. Ты видишь? Как прекрасен цвет заката, Как звучит дождя стакатто, Отбивая ритм по крышам. Посмотри вокруг. На горы, На цветы, на лес, на ветер. Посмотри, как чист и светел Лик луны, тонущей в море. -Ребята давайте сегодня на уроке, мы порассуждаем, подумаем, узнаем…и посмотрим вокруг. Я думаю, много интересного мы увидим. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем |
3 Актуализация знаний, определение темы и постановка цели урока | - Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться. -Какие знания и умения нам понадобятся в походе? (Знать, что взять с собой в поход, что нужно сделать, чтобы не заблудиться и т.п. Ну что ж начнем подготовку к нашему путешествию прямо сейчас. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
| (Слайд №2) - Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? Учитель обращает внимание на рисунки детей на тему «Наша планета» - Ребята, дома вы нарисовали свою планету. Какую форму имеет планета Земля? Но не всегда люди так думали. 1ученик: (Слайд №3,4) - Уже в древности мудрецы размышляли о форме нашей планеты . Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. - Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4) 2ученик: (Слайд №5) - Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие? - Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. - Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю? -Давайте воспользуемся глобусом и корабликом.(Вызывается ребенок и проводит кораблик по глобусу демонстрируя, как можно вернуться к начальной точки) Ученик3: (Слайд №6) - Слайд №7) - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. - Как вы думаете, почему так происходило? Учитель: - (Слайд №8)-Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Они видели земную поверхность вокруг себя и дали ей название. Как называется эта поверхность? (Горизонт).Люди стали называть горизонтом. Так какова тема нашего урока?. Какие цели мы поставим? Учитель: _-Кто может нам сказать, что такое горизонт? А где можно найти информацию?(В учебнике, толковом словаре, энциклопедии) -У каждого на парте есть источники информации найдите ответ на вопрос: «Что такое горизонт?» Запишите определение в тетрадь. -Что же называют горизонтом? Ответы детей. Слайд №9 -А кто попробует предположить или знает из своего жизненного опыта, что такое линия горизонта? -На каких уроках мы говорили о горизонте, о линии горизонта? (Работа с источниками информации, если дети не смогут дать ответ) - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта. -Накануне урока мы провели эксперимент, результаты которого я просила записать.. Кто нам скажет какую цель мы поставили?(Мы должны были определить как изменялось, то что мы видим вокруг поднимаясь все выше и выше.) Я попрошу детей озвучить результаты ваших наблюдений. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
5.Работа по новой теме 6.Работа в рабочих тетрадях | - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении? -Не заблудиться им помогало Солнце. Давайте поиграем в игру «Я начну, вы продолжите» - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу стороны света. То направление, где Солнце поднимается выше всего и греет сильнее назвали –юг, противоположное направление, где Солнце никогда не появляется и оттуда дуют холодные ветра назвали –север. Там, где солнце всходит люди назвали восток, а заходит –запад. Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Знает ли кто из вас, как обозначаются названия сторон горизонта? -Посмотрите на схему. Слайд№ 10 - На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Показ карты и схемы. Один ученик подходит к доске и показывает на карте стороны горизонта. -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -В рабочих тетрадях есть схемы, но на них не указаны стороны горизонта. Используя полученные сведения, попробуйте определить стороны горизонта и записать их где нужно. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке |
7.Первичное закрепление Физминутка. | - В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание. Прежде, чем начать игру давайте вспомним, могли ли мы находясь в нашем классе наблюдать восход солнца? (дети указывают рукой в ту сторону, где всходит солнце) -Как будет называться эта сторона горизонта? - И так повернитесь лицом на восток. - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади –запад, слева – север, справа – юг) Повернитесь лицом на запад, юг восток ,север . Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично - левую). - Молодцы, все были внимательными. | |
12.Итог урока Домашнее задание | - С какими новыми словами познакомились на уроке? Дети называют только слова: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта и т.д. -Ребята, знания о сторонах горизонта, вы добыли. Но вот понадобятся ли они лично вам в жизни?(Примерные ответы детей: «Я научился определять стороны горизонта по солнцу. Мне это в жизни пригодится для того, чтобы не заблудиться, если я смогу определить где находиться мой город , то мне легко его будет найти») -А теперь, вспомним самое начало нашего урока. - Какие знания и умения, понадобятся в походе? -Я предлагаю вам поработать над памяткой. Предложите свой алгоритм подготовки к походу, расставь порядок выполнения мероприятий цифрами.(Вспоминаем, что такое алгоритм) Следует определить маршрут путешествия. Следует спросить разрешения у родителей пойти в поход. Надо запомнить направление движения, используя стороны горизонта. Нужно купить продукты питания в дорогу. Возвращаться по компасу надо в противоположную сторону. Нужно взять с собой теплые вещи и плащ от дождя. Нужно позвать в поход родителей. Несколько детей зачитывают памятки. -Возникли ли у вас вопросы? (Да, мы не знаем, что такое компас) - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Ученикам, у которых возник вопрос по поводу компаса, дается задание подготовить сообщение об этом приборе. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. | Личностные: Развитие осознания необходимости в изучении данной темы |