Прозвенел звонок, урок начинается. Поздоровайтесь с гостями. Глубоко вдохните. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили о правилах поведения в школе. И сейчас мы проверим, как вы их запомнили. Сыграем в игру «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным, будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая, слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно, чтобы было всё…(понятно).
Если хочешь отвечать, надо руку…(поднимать).
На математике считают, на перемене… (отдыхают).
Будь прилежен на уроке, не болтай: ты не …(сорока).
Если друг стал отвечать, не спеши…(перебивать).
А помочь захочешь другу – подними спокойно…(руку).
Знай: закончился урок, коль услышал ты…(звонок).
Когда звонок раздался снова, к уроку будь…(готовым).
Чтоб не тревожились врачи, на переменах не…(кричи)
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О вежливости).
Тема нашего урока «Правила вежливости» (2-й слайд)
Сегодня мы будем учиться проявлять взаимное уважение друг к другу, будем учиться вежливости, сдержанности.
IV. Работа по теме урока
Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
Кто, по-вашему, добрый человек?
Стихотворение о доброте расскажет…
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта- не пряник. Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!!!
Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
Поведение – это образ жизни человека. Чем раньше вы узнаете правила поведения, тем меньше ошибок допустите, меньше огорчений принесёте другим и себе. Вы каждый день общаетесь с разными людьми. Это ваши родные, соседи, одноклассники, знакомые и незнакомые люди.
Вы сами должны выбирать своё поведение, оценивать его, но при общении соблюдать главное, на мой взгляд, правило – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Надеюсь, вы со мной согласитесь: дети должны быть вежливыми друг с другом, с родителями, учителями…
Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
Читает ученица …
Вежливость для взрослых и для детей важна, Вежливость – чудесная и добрая страна. Вежливости надо с детства всем учиться, Вежливость, ребята, волшебства частица.
1) Образование слова «Вежливость».
А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Послушайте, откуда пришло это слово. Один мальчик забывал говорить
спасибо, пожалуйста, до свидания, извините. Ах ты, невежа. Говорили ему
все. Он очень обижался и кричал в ответ. Нет, я вежа, вежа, вежа! Странное
слово, говорили ему. На самом деле это слово не странное, а старинное. В
старину вежей называли человека учёного, много знающего, в том числе и
правила поведения. Так что было такое слово вежа, а после появилось
вежливость. (3-й слайд)
2) Обмен собственным опытом.
У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями. (Ответы детей)
Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом. (4-й слайд)
3) Использование в речи «волшебных» слов.
Учитель: в обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение
Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на доске после того, как дети назвали «волшебное» слово). (5-й слайд)
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости, пожалуйста.)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)
Как вы думаете, какие слова называют волшебными? Почему?
Какое волшебство они совершают? (6-й слайд)
На доске солнце с лучиками. Выходим по одному к доске, переворачиваем лучик и читаем слова. А вы должны определить в каких случаях говорятся эти слова, распределив по группам.
1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие).
2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание).
3. Извините, простите, я виноват (извинение).
4. Спасибо, благодарю (благодарность).
5. Будьте добры, пожалуйста (просьба).
(Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.)
Работа в паре.
Рассмотрите рисунки, представленные на экране (7-й слайд)
Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова
(Учащиеся показывают мини – сценки)
Какие вежливые слова вы знаете?
А какие слова приветствия употребляют люди?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
Какое слово чаще всего используют люди, приветствуя друг друга?
Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании.
Физкультминутка.
Игра «Будь внимателен»
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
V.Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Рассмотрите рисунок на стр. 53 (49 по-новому).
Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая.
Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
Разыграем ситуации (разговор по телефону)
Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы.
Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике.
Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол».
Помни: (8-й слайд)
1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
3.Не следует говорить слишком долго.
Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.
Рассмотрите рисунок на стр.55.
Что вы можете сказать о поведении мальчиков?
Что такое культура поведения?
Культура поведения – это вежливые поступки.
Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые будут представлены на экране
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
Не держи руки в карманах (9-й слайд)
Ребята, а зачем человеку нужны эти правила?
Неужели нельзя без них обойтись?
Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
3) Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.
Хороший – (плохой);
Добрый – (злой);
Веселый – (грустный);
Вежливый – (грубый);
Смеяться – (плакать);
Грустить – (радоваться);
Хорошо – (плохо);
Добро – (зло).
Молодцы!
VI. Рефлексия.
Продолжи фразу: (10-й слайд)
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ....
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ....
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ....
Читает стих …
Слова «До свиданья»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и в доме.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
VII. Подведение итогов урока. (11-й слайд)
О чем мы говорили на уроке?
Что вы узнали? Чему научились?
Домашнее задание (по выбору).
Прочитать текст на стр. 52 – 54 учебника.
Подготовить рассказ о своем друге.
Узнать и рассказать о других правилах поведения.
Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте их лица. Покажите, что вы сейчас чувствуете?