kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"»

Конспект урока окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?" с использованием технологии проблемного обучения.

1-й класс

Цели:

  • формировать первоначальное представления о свете и цвете;

  • познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

  • обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;

  • воспитывать интерес к изучению нового.

Оборудование: Мультимедийный проектор, краски, музыка, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

  • описывать чувства, возникающие при виде радуги;

  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

  • запомнить последовательность цветов радуги;

  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

  • работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок;

  • осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.

Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. (Здравствуйте!)

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Мотивирование к учебной деятельности.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Актуализация знаний

- Какие вы знаете явления природы? (Гроза, ураган, буря, снегопад, листопад, может быть наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т. д. )

- Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что… (Хором: «Дождь идёт!»)

- А теперь, ребята, постучите пальчиками по парте. Какой у нас сильный дождь идёт. Дождик затихает.

(Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик. Затем дождь затихает.)

– Дождик закончился и…
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Мы сегодня будем говорить на уроке о радуге.)

– Что такое радуга?

– Что бы вы хотели о ней узнать?

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

– Дети, кто из вас видел радугу?  (Все наверное видели, да?)

– …Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- Какие приметы вы знаете? 

1. Радуга на небе - к перемене погоды
2. Высокая и крутая радуга - к ветру, а низкая - к дождю.
3. Вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.
4. Радуга держится долго - к ненастью.( дождливая , пасмурная погода)
5. Когда возникает 2 или 3 ярких радуги, бывает продолжительный дождь.


- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. 

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом , наверное, любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Да? Кто любит, поднимите руку! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошооооо как!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

4. Постановка проблемного вопроса

- Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

- А сейчас мы с вами споём песню «Кто построил радугу»

  1. Кто построил радугу в небе над землёю
    Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою.

Припев:

Это, это, это видно дождик
Он немного архитектор и чуть-чуть художник.

Он немного архитектор и чуть-чуть художник.


  1. Как бы мне хотелось знать кто рукой могучей
    В небе замок сказочный вылепил из тучи.

Припев.

  1. Кто луга весенние засадил цветами
    Вы теперь я думаю догадались сами.

Припев.

5. Решение проблемного вопроса

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель? (Солнце и дождь)

– А кто из вас знает, как это происходит? 

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник на страница 97 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

6. Физкультминутка

7. Постановка проблемного вопроса

– Почему в песне мы называем дождь архитектором? Кто такой архитектор? (Главный строитель зданий)

– А ещё как называем? Почему? Художником.

– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)

8. Чтение стихотворения

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.

9. Постановка проблемного вопроса

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

10. Решение проблемной ситуации 

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Каждый – красный….

11. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (с. 97).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

12. Работа по РТ

(Дети отмечают буквами названия цветов.)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать? (Радуга.)

– Можешь их нарисовать? (Да.)

г) Практическая работа. (РТ с. )

(Дети отмечают буквами названия цветов.)

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.) (Включаю песни )

13. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.


Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга.


Тучка ливнем пролилась,

В небе радуга зажглась.

Не одна, с подружкой:

Дужка за дужкой.

Экие красавицы,

Всем детишкам нравятся!

15. Домашнее задание (по выбору)

Итак, ребята, у нас урок подходит к концу. Послушайте, пожалуйста д/з. Что вы должны сделать.

– Поискать загадку о радуге.

– Выучить фразы – подсказки.

– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.

16. Рефлексия. Итог урока

– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

– А вы все цвета радуги запомнили? ( Давайте все хором скажем: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

– Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке! Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

Автор: Коптелова Олеся Михайловна

Дата: 07.09.2025

Номер свидетельства: 673940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "202347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429221272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "308102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Почему радуга разноцветная?"
    ["seo_title"] => string(31) "pochemu_raduga_raznotsvetnaia_2"
    ["file_id"] => string(6) "638924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698429784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "292534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455292045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект по окружающему миру в 1 классе по теме: " Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_po_okruzhaiushchemu_miru_v_1_klasse_po_teme_pochemu_raduga_raznotsvetna"
    ["file_id"] => string(6) "592975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства