называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
запомнить последовательность цветов радуги;
высказывать предположения о причинах возникновения радуги;
работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок;
осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.
Формирование УУД:
Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.
Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. (Здравствуйте!)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
2. Актуализация знаний
- Какие вы знаете явления природы? (Гроза, ураган, буря, снегопад, листопад, может быть наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т. д. )
- Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.
Почему повсюду лужи? Мама зонтик свой берёт. Почему же? Почему же? Потому что… (Хором: «Дождь идёт!»)
- А теперь, ребята, постучите пальчиками по парте. Какой у нас сильный дождь идёт. Дождик затихает.
(Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик. Затем дождь затихает.)
– Дождик закончился и… Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Мы сегодня будем говорить на уроке о радуге.)
– Что такое радуга?
– Что бы вы хотели о ней узнать?
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
– Дети, кто из вас видел радугу? (Все наверное видели, да?)
– …Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
- Какие приметы вы знаете?
1. Радуга на небе - к перемене погоды 2. Высокая и крутая радуга - к ветру, а низкая - к дождю. 3. Вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду. 4. Радуга держится долго - к ненастью.( дождливая , пасмурная погода) 5. Когда возникает 2 или 3 ярких радуги, бывает продолжительный дождь.
- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Все вы летом , наверное, любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Да? Кто любит, поднимите руку! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошооооо как!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
4. Постановка проблемного вопроса
- Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
- А сейчас мы с вами споём песню «Кто построил радугу»
Кто построил радугу в небе над землёю Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою.
Припев:
Это, это, это видно дождик Он немного архитектор и чуть-чуть художник.
Он немного архитектор и чуть-чуть художник.
Как бы мне хотелось знать кто рукой могучей В небе замок сказочный вылепил из тучи.
Припев.
Кто луга весенние засадил цветами Вы теперь я думаю догадались сами.
Припев.
5. Решение проблемного вопроса
– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель? (Солнце и дождь)
– А кто из вас знает, как это происходит?
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
Закрепление по учебнику. Открываем учебник на страница 97 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
6. Физкультминутка
7. Постановка проблемного вопроса
– Почему в песне мы называем дождь архитектором? Кто такой архитектор? (Главный строитель зданий)
– А ещё как называем? Почему? Художником.
– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)
8. Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра, Выглянуло солнце. Удивилась детвора, Посмотрев в оконце, – Семицветная дуга Заслонила облака.
9. Постановка проблемного вопроса
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
10. Решение проблемной ситуации
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Каждый – красный….
11. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (с. 97).
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга?
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
12. Работа по РТ
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? (Радуга.)
– Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа. (РТ с. )
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.) (Включаю песни )
13. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.
В небе дождь, гроза, Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга стоит. Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, По траве босиком, Прямо в небо прыжком.
Солнце светит и смеется, А на землю дождик льется. И выходит на луга Семицветная дуга.
Тучка ливнем пролилась,
В небе радуга зажглась.
Не одна, с подружкой:
Дужка за дужкой.
Экие красавицы,
Всем детишкам нравятся!
15. Домашнее задание (по выбору)
Итак, ребята, у нас урок подходит к концу. Послушайте, пожалуйста д/з. Что вы должны сделать.
– Поискать загадку о радуге.
– Выучить фразы – подсказки.
– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.
16. Рефлексия. Итог урока
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
– А вы все цвета радуги запомнили? ( Давайте все хором скажем: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
– Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке! Благодарю за внимание!