kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Воспитывать интерес к изучению нового. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"»

3


Урок окружающего мира

1 класс (ФГОС) 
Тема: «Почему радуга разноцветная?» 
Цель: формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Воспитывать интерес к изучению нового. 
Формирование УУД: 
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности. 
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 
Коммуникативые -слушать и понимать речь других. 
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану 
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке 
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению. 

Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), обучающий мультфильм «Почему радуга разноцветная?», карточки с надписями, тесты, картинки, воздушные шары, мыльные пузыри, карточки с заданиями, аудио со звуками живых и неживых предметов.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Концентрация внимания; настрой на успешную работу.  

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.



III. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение.

Было тихо, очень тихо –

Тихий час теней…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросёнок дерзко хрюкал,

Бык ревел

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

- Можно ли сказать, что было тихо? Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рёв быка? (Звуки.)

- Как же получается звук? (Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются по воздуху. Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей.)

- Как надо беречь уши? (Ответы детей.)

- Давайте поиграем в игру «Когда, какой звук мы слышим?»

Слушают аудионарезку из звуков.

- Когда мы слышим первый звук? Кто его издаёт? И т.д.

- Какую же роль играют звуки в нашей жизни? (Ответы детей.)

IV. Самоопределение к деятельности.

- Муравьишка Вопросик (повесить картинку Муравьишки на доску) позвал нас на прогулку на зелёный луг. Представьте себе, что мы идём по лугу, весело играем. Но вдруг набежала тучка, закапал дождик. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. А вслед за солнцем появилось чудо. Какое, отгадайте?

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них не въехать, ни войти!

- О каком чуде идёт речь в загадке? (О радуге)

- Кто из вас видел радугу?

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Речь на уроке пойдет о радуге)

- Итак, тема урока – радуга. Какие учебные задачи вы бы поставили?

(Должны узнать, как и когда появляется радуга и почему она разноцветная.)

- Давайте проверим ваши предположения? Откройте учебник на с. 40.

- Прочитайте тему урока и учебные задачи.

Повесить на доску таблички с темой и целями.

V. Работа по теме урока.

1. Работа с презентацией

- Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Ответы детей.)

- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Если затрудняются напомнить.) Вспомните мой рассказ о том, как Муравьишка позвал нас на прогулку на луг. огда светит солнце и идёт дождь.)

Дети называют, я вешаю картинки солнца и дождя на доску.

- А какого цвета радуга? (Называют.) Мы можем сказать, что радуга разноцветная?

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (Предположения детей)

2. Просмотр обучающего мультфильма

- А сейчас посмотрите обучающий мультфильм, совершите путешествие с его героями  и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Смотрят мультфильм.

3. Беседа:

- Ребята, вы внимательно посмотрели мультфильм. Скажите, почему радуга разноцветная? (Ответы детей.)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя.)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга)

-Так кто главный “художник” в природе? (Солнце)

Обобщаю:

- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так появляется радуга.

4. Рассказ учителя:
- Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Иногда в небе видны целых две радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

- Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды.

- Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная. - И самое удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

VI. Физминутка
В небе дождь, гроза. (дети хлопают в ладоши над головой)

Закрывай глаза! ( дети закрывают ладошами глазки)

Дождь прошёл. Трава блестит. (разводят руки в стороны)

В небе радуга стоит. (поднимают руки верх, помахивая руками)

Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (бег на месте)

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком. ( прыжок)

VII. Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику с.41

Чтение объяснения Мудрой Черепахи.

- Давайте сверим ваши выводы с выводом учебника на с. 41 учебника.

(Если будет время.)

- Где еще можем мы наблюдать цвета радуги в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете спиной к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- Рассмотрите картинку на с.41 учебника. (Картинку вывести на экран)

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (Радугу)

- Может у них получиться радуга? (Нет, на рисунке не видно солнца.)

- Возьмите из счетного материала желтый кружок и положите его на картинку на то место, где должно находиться солнце. (Хожу по рядам и проверяю)

- Молодцы!

2. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре» (работа в парах)

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем увидеть цвета радуги в мыльных пузырях.

Ребята берут мыльные пузыри и под музыку надувают пузыри.

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Знакомство с цветами радуги и их последовательностью

Чтение стихотворения.

- Послушайте стихотворение Н. Михайловой.

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- Сколько цветов у радуги? (Семь)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

- В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Проблемный вопрос: Я сейчас прочту вам небольшое стихотворение, а вы скажите, какое отношение оно имеет к радуге?

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”

Переворачиваю слова на доске. Ребята отвечают.

– Такую фразу – подсказку люди придумали, чтобы запомнить цвета радуги. (Появляется на слайде фраза-подсказка.)

– По первым буквам слов и запоминаются цвета.

- Давайте потренируемся, я называю слово, а вы – цвет.

Повторение и заучивание этой фразы.

- Есть и другая фраза-подсказка:

«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь». (Показать картинку с фразой на слайде.)

- Здесь тоже первая буква каждого слова помогает запомнить цвета радуги.

2. Работа в парах «Найди правильную радугу»

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку и определите, где изображена правильная радуга? (Определяют.)

Проверка???

3. Элементы цветолечения

- Оказывается, каждый цвет радуги влияет на наше самочувствие и на наше зрение.

Учитель показывает изображения в разных  тонах:

(Показ слайдов)

Характеристика цвета

(для усвоения детьми)

Красный цвет  (если долго смотреть) утомляет  глаза, но,  если периодически   повышает работоспособность.

Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение.

Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет.

Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения.

Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение.  Хорошо  повесить такие картины в спальне.

Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной  работы.

Фиолетовый – цвет преодоления трудностей.  Если  у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение.


VIII. Физминутка для глаз «Крошка Енот» (Если будет время)

IX. Закрепление изученного материала

  1. Игра «Радужные человечки»

- Представьте, что на радуге живут радужные человечки. Они приготовили для вас игру с воздушными шариками. Ваша задача стать с воздушными шариками так, чтобы их цвета соответствовали цветам радуги.

Учитель раздает детям шары цветов радуги, а ребята должны с шарами стать так, чтобы они по цвету располагались как в радуге.

  1. Работа в парах (под музыку)

- А сейчас снова поработаем в парах.

- 1-й ряд выложит радугу из пластилина. (Пластилин заранее скатан в колбаски.)

- 2-й ряд – из ниток.

- 3-й ряд – из полосок бумаги. Приступаем.

Учащиеся под музыку выкладывают радугу из разных материалов.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. А помогут нам в этом радужные человечки.

Проверка: от каждого ряда радужный человечек ходит и проверяет правильность выполнения задания. На человечках одеты в колпачки радужной окраски.

X. Рефлексия учебной деятельности

Тест «Бусы»

- Возьмите вторую карточку. Сейчас выполним небольшой тест.

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”.

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске.

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

XI. Итог урока

- Ребята, давайте вернемся к началу урока и посмотрим, какие цели мы поставили перед собой на уроке и были ли они нами достигнуты?

- Узнали ли мы, как возникает радуга? (Если да – показывают ладошку внутренней стороной, если нет – внешней.)

- Научились перечислять цвета радуги в правильной последовательности? (Показывают ладошку.)

Домашнее задание:

1. Раскрасить шары и вагончики в рабочей тетради (с. 26-27).

2.  Выучить фразы – подсказки. 

- Радужные человечки благодарят вас за работу на уроке и приготовили вам сладкий подарок.

Человечки раздают шоколадки.

- Если вы посмотрите, каждая шоколадка имеет свой цвет. Прежде чем съесть их, попробуйте из них на перемене составить радугу.

- Я тоже благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

Автор: Ходунова Марина Владимировна

Дата: 17.09.2018

Номер свидетельства: 477988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "202347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429221272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "308102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Почему радуга разноцветная?"
    ["seo_title"] => string(31) "pochemu_raduga_raznotsvetnaia_2"
    ["file_id"] => string(6) "638924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698429784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "292534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455292045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект по окружающему миру в 1 классе по теме: " Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_po_okruzhaiushchemu_miru_v_1_klasse_po_teme_pochemu_raduga_raznotsvetna"
    ["file_id"] => string(6) "592975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства