IV. Самоопределение к деятельности. - Муравьишка Вопросик (повесить картинку Муравьишки на доску) позвал нас на прогулку на зелёный луг. Представьте себе, что мы идём по лугу, весело играем. Но вдруг набежала тучка, закапал дождик. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. А вслед за солнцем появилось чудо. Какое, отгадайте? Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути, В них не въехать, ни войти! - О каком чуде идёт речь в загадке? (О радуге) - Кто из вас видел радугу? - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Речь на уроке пойдет о радуге) - Итак, тема урока – радуга. Какие учебные задачи вы бы поставили? (Должны узнать, как и когда появляется радуга и почему она разноцветная.) - Давайте проверим ваши предположения? Откройте учебник на с. 40. - Прочитайте тему урока и учебные задачи. Повесить на доску таблички с темой и целями. V. Работа по теме урока. 1. Работа с презентацией - Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Ответы детей.) - Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Если затрудняются напомнить.) Вспомните мой рассказ о том, как Муравьишка позвал нас на прогулку на луг. (Когда светит солнце и идёт дождь.) Дети называют, я вешаю картинки солнца и дождя на доску. - А какого цвета радуга? (Называют.) Мы можем сказать, что радуга разноцветная? Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (Предположения детей) 2. Просмотр обучающего мультфильма - А сейчас посмотрите обучающий мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?" Смотрят мультфильм. 3. Беседа: - Ребята, вы внимательно посмотрели мультфильм. Скажите, почему радуга разноцветная? (Ответы детей.) - На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя.) -Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) -Что при этом образуется? (Радуга) -Так кто главный “художник” в природе? (Солнце) Обобщаю: - Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так появляется радуга. 4. Рассказ учителя: - Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. - Иногда в небе видны целых две радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. - Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды. - Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная. - И самое удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой. VI. Физминутка В небе дождь, гроза. (дети хлопают в ладоши над головой) Закрывай глаза! ( дети закрывают ладошами глазки) Дождь прошёл. Трава блестит. (разводят руки в стороны) В небе радуга стоит. (поднимают руки верх, помахивая руками) Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (бег на месте) По траве босиком, Прямо в небо прыжком. ( прыжок) VII. Первичное закрепление Работа по учебнику с.41 Чтение объяснения Мудрой Черепахи. - Давайте сверим ваши выводы с выводом учебника на с. 41 учебника. (Если будет время.) - Где еще можем мы наблюдать цвета радуги в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день) - Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете спиной к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах. - Рассмотрите картинку на с.41 учебника. (Картинку вывести на экран) - Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают) - Как думаете, что они хотят получить? (Радугу) - Может у них получиться радуга? (Нет, на рисунке не видно солнца.) - Возьмите из счетного материала желтый кружок и положите его на картинку на то место, где должно находиться солнце. (Хожу по рядам и проверяю) - Молодцы! 2. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре» (работа в парах) -Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… -В брызгах фонтана… -Побудем и мы волшебниками, попробуем увидеть цвета радуги в мыльных пузырях. Ребята берут мыльные пузыри и под музыку надувают пузыри. VII. Продолжение работы по теме урока Знакомство с цветами радуги и их последовательностью Чтение стихотворения. - Послушайте стихотворение Н. Михайловой. Солнце светит и смеётся, А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга. - Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга) - Сколько цветов у радуги? (Семь) - Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.) - В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Проблемный вопрос: Я сейчас прочту вам небольшое стихотворение, а вы скажите, какое отношение оно имеет к радуге? “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” Переворачиваю слова на доске. Ребята отвечают. – Такую фразу – подсказку люди придумали, чтобы запомнить цвета радуги. (Появляется на слайде фраза-подсказка.) – По первым буквам слов и запоминаются цвета. - Давайте потренируемся, я называю слово, а вы – цвет. Повторение и заучивание этой фразы. - Есть и другая фраза-подсказка: «Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь». (Показать картинку с фразой на слайде.) - Здесь тоже первая буква каждого слова помогает запомнить цвета радуги. 2. Работа в парах «Найди правильную радугу» - А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку и определите, где изображена правильная радуга? (Определяют.) Проверка??? 3. Элементы цветолечения - Оказывается, каждый цвет радуги влияет на наше самочувствие и на наше зрение. Учитель показывает изображения в разных тонах: (Показ слайдов) Характеристика цвета (для усвоения детьми) | Красный цвет (если долго смотреть) утомляет глаза, но, если периодически повышает работоспособность. | Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение. | Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет. | Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения. | Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение. Хорошо повесить такие картины в спальне. | Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной работы. | Фиолетовый – цвет преодоления трудностей. Если у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение. | VIII. Физминутка для глаз «Крошка Енот» (Если будет время) IX. Закрепление изученного материала Игра «Радужные человечки» - Представьте, что на радуге живут радужные человечки. Они приготовили для вас игру с воздушными шариками. Ваша задача стать с воздушными шариками так, чтобы их цвета соответствовали цветам радуги. Учитель раздает детям шары цветов радуги, а ребята должны с шарами стать так, чтобы они по цвету располагались как в радуге. Работа в парах (под музыку) - А сейчас снова поработаем в парах. - 1-й ряд выложит радугу из пластилина. (Пластилин заранее скатан в колбаски.) - 2-й ряд – из ниток. - 3-й ряд – из полосок бумаги. Приступаем. Учащиеся под музыку выкладывают радугу из разных материалов. - Давайте проверим, как вы выполнили это задание. А помогут нам в этом радужные человечки. Проверка: от каждого ряда радужный человечек ходит и проверяет правильность выполнения задания. На человечках одеты в колпачки радужной окраски. X. Рефлексия учебной деятельности Тест «Бусы» - Возьмите вторую карточку. Сейчас выполним небольшой тест. Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”. Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Проверка по ключу на доске. - Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого 1-2 ошибки. XI. Итог урока - Ребята, давайте вернемся к началу урока и посмотрим, какие цели мы поставили перед собой на уроке и были ли они нами достигнуты? - Узнали ли мы, как возникает радуга? (Если да – показывают ладошку внутренней стороной, если нет – внешней.) - Научились перечислять цвета радуги в правильной последовательности? (Показывают ладошку.) Домашнее задание: 1. Раскрасить шары и вагончики в рабочей тетради (с. 26-27). 2. Выучить фразы – подсказки. - Радужные человечки благодарят вас за работу на уроке и приготовили вам сладкий подарок. Человечки раздают шоколадки. - Если вы посмотрите, каждая шоколадка имеет свой цвет. Прежде чем съесть их, попробуйте из них на перемене составить радугу. - Я тоже благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен.
|