Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни"(4 класс)»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.
Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем; метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.
Планируемый результат: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.
2. Проверка знаний.
- Перед тем, как отправиться в эту природную зону, мы должны убедиться, что мы хорошо знаем особенности природной зоны степей.
Тест «Зона степей»
1. Зона степей расположена на … нашей страны:
А) севере б) востоке в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
А) розовым б) желтым в) зеленым г) коричневым
3. Характерный признак зоны степей – это…
А) сплошь травянистый растительный покров
Б) отсутствие сплошного растительного покрова
В) обилие мхов, лишайников, кустарников
4. К степным птицам относятся…
А) белый журавль, краснозобые казарки, розовые чайки
Б) ястребы, кедровки, сойки
В) журавли-красавки, дрофы, пустельги
5. Для растений степи характерны:
А) стелющиеся корни, крупные листья
Б) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки
В) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России.
- Вот как выглядит пустыня.( показ видеосюжета «Пустыня».)
- Какой вы увидели пустыню? Пустыня- это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.
- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница.
- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые ( см. фото в учебнике) . Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и её обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днём до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов . А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают . В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус 12 градусов, и длится зима 2-3 месяца.
- А теперь пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам и экологам.
- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.
План рассказа о растительном мире.
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
- Зоологи, используя рисунки различных животных пустыни, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», расскажите о животных пустыни по плану.
План рассказа о животном мире.
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
- Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.
План рассказа о растительном мире.
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
- Зоологи, используя рисунки различных животных пустыни, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», расскажите о животных пустыни по плану.
План рассказа о животном мире.
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
- Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
4.Закрепление изученного материала.
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина- солнце и ветер?
- Отгадайте, о каких обитателях пустыни идёт речь.