- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести)
- Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести )
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
- Давайте построим план выхода из затруднения.
- Отгадайте загадку:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся несмело на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
В плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)
– Это песчаная пустыня, а есть ещё глиняные пустыни.
( 5слайд)
- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)
- А люди там живут?
- О чём ещё нужно узнать?
План.
1.Растительность пустыни.
2. Животный мир.
3.Пустыни и человек.
V. Реализация построенного проекта. Аналитическая работа в группах.
Класс работает в группах.
Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.
Вторая группа о животных пустыни.
Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».
Им раздаются карточки-помогайки.
( На подготовку и сообщение отводится 10 минут)
План работы первой группы.
1.Общая особенность растений.
2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).
3.Значение в природе.
( Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.
Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)
- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)
- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)
-А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)
- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)
Физминутка.
- А сейчас послушаем рассказы о животных.
План работы второй группы.
Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).
Значение в природе.
( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.
Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.
Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)
Дополнительный материал о верблюде.
Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд) и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.
Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».
План работы третьей группы.
1.Экологические проблемы пустыни и их решение.
2. Охрана редких животных.
3. Заповедники.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.
Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.
VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).
- Выполним задание №1 в тетради на странице39 на странице 40.
( Дети цепочкой называют растения и животных)
VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.
- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).
- Проверим по эталону. (22слайд).
VIII.Этап включения в систему знаний.
- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.
IX. Рефлексия.
- Дома читать на страницах 122-131, отвечать на вопросы.
-Какую цель ставили в начале урока?
- Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)
- Пусто ли в пустыне?
- А меняется ли пустыня весной?
- Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.
Окружающий мир.
4 класс.
Суханова Ирина Викторовна. ГБОУ ООШ с.Высокое
Программа - «Школа России ».
Учебник окружающего мира авторы: А.А. Плешаков и Е.А. Крючкова
Тема урока: «Пустыни».
Цели урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни,
с растительностью, животным миром, деятельностью человека;
развивать любознательность, интерес к обучению; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы.
Этапы урока
Содержание
УУД
I этап – мотивация к учебной деятельности
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
- За что надо любить нашу землю, природу?
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Начнём с повторения.
- Какая самая холодная природная зона?
- Где расположена?
- Какая зона располагается на побережье Северного Ледовитого океана?
- А какая самая обширная зона?
- А что находится южнее лесной зоны?
- Сейчас вы будете работать на карточках. Вам нужно будет узнать растения и животных и написать к какой природной зоне они относятся.
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
III.Этап. Выявление места и причины затруднения.
Проверка на слайде. ( 3слайд)
- Все слова использовали?
- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести)
- Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести )
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
- Давайте построим план выхода из затруднения.
- Отгадайте загадку:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся несмело на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
В плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)
– Это песчаная пустыня, а есть ещё глиняные пустыни.
( 5слайд)
- Какие поставим цели урока?
- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)
- А люди там живут?
- О чём ещё нужно узнать?
План.
1.Растительность пустыни.
2. Животный мир.
3.Пустыни и человек.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, определение темы урока самостоятельно,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: моделирование проекта выхода из затруднения;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
V. Реализация построенного проекта.
Аналитическая работа в группах.
Класс работает в группах.
Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.
Вторая группа о животных пустыни.
Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».
Им раздаются карточки-помогайки.
( На подготовку и сообщение отводится 10 минут
План работы первой группы.
1.Общая особенность растений.
2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).
3.Значение в природе.
( Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.
Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)
- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)
- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)
-А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)
- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)
Физминутка.
- А сейчас послушаем рассказы о животных.
План работы второй группы.
Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).
Значение в природе.
( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.
Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.
Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)
Дополнительный материал о верблюде.
Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд) и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.
Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».
План работы третьей группы.
1.Экологические проблемы пустыни и их решение.
2. Охрана редких животных.
3. Заповедники.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.
Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).
- Выполним задание №1 в тетради на страницах 39 - 40.
( Дети цепочкой называют растения и животных)
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.
- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).
- Проверим по эталону. (22слайд).
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
VIII.Этап включения в систему знаний.
- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.
Регулятивные: прогнозирование.
IX. Рефлексия.
- Дома читать новый материал на страницах 122-131, отвечать на вопросы.
-Какую цель ставили в начале урока?
-Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)
- Пусто ли в пустыне?
- А меняется ли пустыня весной?
- Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.