kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему "Пустыни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Пустыни»

Класс: 4

Учитель начальных классов: Суханова Ирина Викторовна.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни;

Задачи:

Обучающие:

 -  сформировать у учащихся представление о природной зоне- пустыни;

развивающие:

- формировать умения работать с текстом; 

- обогащать лексический запас учащихся;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

- развивать информационную компетентность учащихся.

 

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

 

Метапредметные

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Пустыни"»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Пустыни»

Класс: 4

Учитель начальных классов: Суханова Ирина Викторовна.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни;

Задачи:

Обучающие:

- сформировать у учащихся представление о природной зоне- пустыни;

развивающие:

- формировать умения работать с текстом;

- обогащать лексический запас учащихся;

- развивать воображение, мышление, речь учащихся;

- развивать информационную компетентность учащихся.



воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.


Метапредметные

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-умение выражать свои мысли.

Предметные:

- находить особенности этой природной зоны.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.


Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы.





Ход урока.

I.Мотивация к деятельности. (2слайд)

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

- За что надо любить нашу землю, природу?


II.Актуализация знаний.

- Начнём с повторения.

- Какая самая холодная природная зона?

- Где расположена?

- Какая зона располагается на побережье Северного Ледовитого океана?

- А какая самая обширная зона?

- А что находится южнее лесной зоны?

- Сейчас вы будете работать на карточках. Вам нужно будет узнать растения и животных и написать к какой природной зоне они относятся.

Работа на карточках.


Зона ледяных пустынь

растения

животные



Тундра

растения

животные



Лесная зона

растения

животные



Степи

растения

животные




( лишайники, водоросли, северный олень, ягель, белый медведь, тюлень, лемминг, брусника, кедровка, бурый медведь, липа, сосна, степной орёл, суслики, дрофа, ковыль, типчак, скарабей, джузгун)

III.Этап. Выявление места и причины затруднения.

Проверка на слайде. ( 3слайд)

- Все слова использовали?

- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести)

- Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести )

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте построим план выхода из затруднения.

- Отгадайте загадку:


Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся несмело на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

В плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)

– Это песчаная пустыня, а есть ещё глиняные пустыни.

( 5слайд)

- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)

- А люди там живут?

- О чём ещё нужно узнать?


План.


1.Растительность пустыни.

2. Животный мир.

3.Пустыни и человек.

V. Реализация построенного проекта. Аналитическая работа в группах.

Класс работает в группах.

Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.

Вторая группа о животных пустыни.

Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».

Им раздаются карточки-помогайки.

( На подготовку и сообщение отводится 10 минут)


План работы первой группы.


1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).

3.Значение в природе.

( Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)

- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)

- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)

-А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)

- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)

Физминутка.

- А сейчас послушаем рассказы о животных.


План работы второй группы.


  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

  2. Значение в природе.

( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)

Дополнительный материал о верблюде.

Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд) и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».


План работы третьей группы.


1.Экологические проблемы пустыни и их решение.

2. Охрана редких животных.

3. Заповедники.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.

VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).

- Выполним задание №1 в тетради на странице39 на странице 40.

( Дети цепочкой называют растения и животных)

VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).

- Проверим по эталону. (22слайд).

VIII.Этап включения в систему знаний.

- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.

IX. Рефлексия.

- Дома читать на страницах 122-131, отвечать на вопросы.

-Какую цель ставили в начале урока?

- Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)

- Пусто ли в пустыне?

- А меняется ли пустыня весной?

- Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.






























Окружающий мир.


4 класс.

Суханова Ирина Викторовна. ГБОУ ООШ с.Высокое

Программа - «Школа России ».

Учебник окружающего мира авторы: А.А. Плешаков и Е.А. Крючкова

Тема урока: «Пустыни».

Цели урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни,

с растительностью, животным миром, деятельностью человека;

развивать любознательность, интерес к обучению; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы.


Этапы урока

Содержание

УУД

I этап – мотивация к учебной деятельности

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

- За что надо любить нашу землю, природу?


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


- Начнём с повторения.

- Какая самая холодная природная зона?

- Где расположена?

- Какая зона располагается на побережье Северного Ледовитого океана?

- А какая самая обширная зона?

- А что находится южнее лесной зоны?

- Сейчас вы будете работать на карточках. Вам нужно будет узнать растения и животных и написать к какой природной зоне они относятся.

Работа на карточках.



Зона ледяных пустынь

растения

животные



Тундра

растения

животные



Лесная зона

растения

животные



Степи

растения

животные




( лишайники, водоросли, северный олень, ягель, белый медведь, тюлень, лемминг, брусника, кедровка, бурый медведь, липа, сосна, степной орёл, суслики, дрофа, ковыль, типчак, скарабей, джузгун)


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


III.Этап. Выявление места и причины затруднения.


Проверка на слайде. ( 3слайд)

- Все слова использовали?

- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести)

- Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести )


Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


IV.Построение проекта выхода из затруднения.


- Давайте построим план выхода из затруднения.

- Отгадайте загадку:


Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся несмело на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

В плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)

– Это песчаная пустыня, а есть ещё глиняные пустыни.

( 5слайд)

- Какие поставим цели урока?

- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)

- А люди там живут?

- О чём ещё нужно узнать?


План.


1.Растительность пустыни.

2. Животный мир.

3.Пустыни и человек.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, определение темы урока самостоятельно,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: моделирование проекта выхода из затруднения;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


V. Реализация построенного проекта.

Аналитическая работа в группах.

Класс работает в группах.

Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.

Вторая группа о животных пустыни.

Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».

Им раздаются карточки-помогайки.

( На подготовку и сообщение отводится 10 минут


План работы первой группы.


1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).

3.Значение в природе.

( Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)

- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)

- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)

-А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)

- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)

Физминутка.

- А сейчас послушаем рассказы о животных.


План работы второй группы.


  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

  2. Значение в природе.

( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)

Дополнительный материал о верблюде.

Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд) и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».


План работы третьей группы.


1.Экологические проблемы пустыни и их решение.

2. Охрана редких животных.

3. Заповедники.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).


- Выполним задание №1 в тетради на страницах 39 - 40.

( Дети цепочкой называют растения и животных)


Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.


- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).

- Проверим по эталону. (22слайд).


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII.Этап включения в систему знаний.


- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.


Регулятивные: прогнозирование.


IX. Рефлексия.


- Дома читать новый материал на страницах 122-131, отвечать на вопросы.

-Какую цель ставили в начале урока?

-Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)

- Пусто ли в пустыне?

- А меняется ли пустыня весной?

- Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.





Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему "Пустыни"

Автор: Суханова Ирина Викторовна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока окружающего мира "Пустыня""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "376684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483926671"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока окружающего мира"
    ["seo_title"] => string(38) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_4"
    ["file_id"] => string(6) "543496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584645460"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока окружающего мира по теме "Пустыни Африки" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pustyni-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "138010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457568"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект  открытого урока окружающего мира по теме "Пустыня" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "220111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434523851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства