Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему " У Черного моря"»
Тема: У Чёрного моря.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи урока:
Образовательные: актуализация знаний детей о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа:
*География зоны;
*Флора и фауна;
*Экологические проблемы;
расширение кругозора по теме через прочтение дополнительной литературы;
Развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; развивать умение работать с таблицами ;содействовать формированию исследовательской культуры.
Воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.
Оборудование:
Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А.Плешакова, Е. А. Крючкова
(УМК «Школа России»); рабочая тетрадь, тесты, , карта «Природные зоны России»; мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); индивидуальные карточки; карточки для работы в группах, презентация «У Черного моря».
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Учитель: Ребята, с какой большой темой мы работаем уже несколько уроков? (Природные зоны)
Предлагаю немножко поиграть, но в процессе игры мы выясним, как вы учили материал к предыдущим урокам. Итак, будьте внимательны, игра начинается!
2. Разминка
Учитель: Слушайте внимательно!
Игра : можно отвечать только ДА или НЕТ (поднимаем красный или зеленый карандаш)
1.В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)
2.Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет)Каспийское
3.В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)
4.У растений тундры длинные корни. ( нет ) короткие – мерзлота
7.Экологической проблемой леса является ВЫРУБКА ЛЕСОВ. (да)
Учитель: Молодцы, ребята! Многие из вас хорошо готовились к урокам и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись, вспомнил. предыдущий материал, а сейчас начинаем работать.
3. Введение в тему (Работа в парах):
На карточках написаны группы слов (Базар, грецкий орех сайка, острова , кречет, ,пихта, заяц – беляк, венерин башмачок, мерзлота, ковыль, чернозем, суховей, джузгун, морошка, такыр, ушастый еж, краб,) объедините их в группы:
- Почему эти два слова не подходят ни к одной группе?
Как вы думаете, какие слова мы можем к ним еще добавить?
Море, пляж, Сочи, дельфины.
-Что объединяет все эти слова? (Черное море)
-Как вы думаете, что за тема сегодняшнего урока? (У Черного моря)
-Чем будем заниматься на уроке? (Изучать природную зону)
-Что мы должны о ней узнать?
-Как будем узнавать?
4.Работа по теме
Работаем по плану.
План ( на экране).
1. Название зоны и ее географическое положение.
2.Особенности климата.
3.Растительный мир и животный мир (взаимосвязь в природе).
4.Использование зоны человеком.
5.Экологические проблемы и охрана природы.
1.Географическое положение
Открыли карту на с.48-49 учебника.
Найдите эту зону.
-Какого размера эта зона в соотношении с другими зонами?
-Как она называется? ( Побережье Черного моря, Черноморское побережье Кавказа или Субтропическая зона) Почему?
(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)
- а что означает приставка «суб-»?
-В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория подтропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря.
-Что еще можно сказать о географическом положении этой зоны?
С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море.
- Как вы думаете, влияет ли ее географическое положение на климат этой зоны?
-Каким образом?
- Какие это горы? (Высокие)
2. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и растительного и животного мира.
— Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
- Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)
- Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья? (С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)
Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков? (испарение во много раз превышает количество выпадение осадков).
Физминутка– звучит музыка (Шум моря)
Сейчас мы побываем на берегу моря.(Дети встали, звучит музыка моря)
Представьте, что вы вышли на берег моря
Надели головной убор
Идете по теплому морскому песочку,
Заходите в теплую водичку и плывете,
Доплыли до буйков, развернулись и поплыли обратно.
Вышли из воды отряхнулись,
промокнули себя полотенцем и легли отдохнуть под навес, чтобы яркие солнечные лучи вас не обожгли.( дети сели на места)
А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Потянитесь, улыбнитесь.
И вам пора уходить с берега моря. Почему?
-Как вы думаете, климат влияет на растительный и животный мир?
- Какой растительный и животный мир в этой зоне?
3. Растительный мир
Возьмите листочки и слушая информацию постарайтесь записать о каких растениях растут в этой зоне? (работают индивидуально)
Привезенные из других стран: сосна лучистая, пинус пиния, пробковый дуп, слоновая пальма кипарис, камелия.
О каких растениях не сказали? (Фруктовые деревья)
Вывод: Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.
4.Животный мир
Работа индивидуальная
Пользуясь учебником (с.96-98) заполните таблицу:
Животные черного моря и его берегов.
Обитатели суши
Обитатели суши, добывающие пищу в море
Обитатели моря
Проверяем.
Составьте цепь питания на другой стороне листа.
Водоросли, рачки, рыба, дельфин
Водоросли, рачки, рыба, птицы
5.Использование зоны человеком.
Какую деятельность ведет человек в этой зоне?(Ответы учащихся)
А еще: растениеводство, животноводство, зона отдыха, рыболовство…
6.Экологические проблемы и охрана природы.
Перед вами карточки с условными знаками.
Придумайте, какие экологические проблемы Черного моря и его берегов выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
6. Подведем итог (Работа в парах)
Тест Подчеркните правильный ответ
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….
а) в лесной зоне страны б) в субтропической зоне страны в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это
а) обширная зона в центре страны б) обширная зона на востоке страны в) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: