Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему " Разнообразие почв"»
Урок окружающего мира в 4 классе
УМК «Планета знаний»
Тема: «Разнообразие почв».
Цели и задачи:
1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;
2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;
3. Воспитывать умение работать в группе;
4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.
5. Воспитывать бережное отношение к почве.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации «Животные почвы», папка «Знаменитые ученые» с набором презентаций, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), у учителя (держатель, спиртовка, лабораторное стекло, почва), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.
Ход урока
Эмоциональный настрой
Вслушайтесь в слова:
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…”.
- Что такое земля?(выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")
Сообщение темы и целей урока
-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке? Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Все ли вы знает о почве? Тогда какие цели поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать?
Что такое почва?
Из чего состоит почва?
Какие свойства имеет почва?
Какие бывают почвы?
Какие почвы в нашей области?
Что может разрушить почву?
Как защитить почву?
Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)
План работы 1. Состав почвы. 2. Свойства почвы. 3. Виды почв. 4. Значение почв. 5. Охрана почв.
3. Лабораторно-практическая работа.
- Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.
- Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой) слайд №2
- Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.
1. Инструктаж по технике безопасности при работе.
2. Проведение опытов (групповая работа по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.
Состав
Свойства
Опыт № 1(группа 1).
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
1.Зачерпни мерную ложку почвы.
2. Брось её в стакан с водой.
3. Размешай палочкой.
4. Дай отстояться.
5. Наблюдай за осадком.
6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть
____________________________.
Опыт № 2(группа 2).
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1.Зачерпни мерную ложку почвы.
2. Брось её в стакан с водой.
3. Наблюдай, что происходит.
4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 3(группа 3).
Цель: определение наличия в почве воды.
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.
Опыт № 4(группа 4)
Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
5. Что ты наблюдаешь?
6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.
(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки - это перегной или гумус)
Опыт № 5* (проводит учитель)
Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.
1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
2. Взять несколько капель воды из стакана.
3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.
5. Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
Проверка заполненной части таблицы.
Состав
Свойства
Песок
Глина
Воздух
Вода
Остатки растений, мелких животных
Перегной (главная часть почвы)
Минеральные соли
Определение основных свойств почвы.
– Как вы думаете, что может гореть из составных частей почвы? – Запишите в таблицу это свойство.
Опыт № 6**.
Цель: определение свойств почвы.
1. Возьмите горшок с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. - Что увидели? (траву)
- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)
- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (словарь Ожегова)
- Отчего зависит плодородие почв? (Это зависит от количества перегноя)
Проверка заполненной таблицы.
Состав
Свойства
Песок
Глина
Воздух
Вода
Остатки растений, мелких животных
Перегной (главная часть почвы)
Минеральные соли
Горение
Проводимость
Плодородие
- Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? (заполняется схема на доске).
Физминутка
Игра “Хлопки”.
- А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
4. Виды почв.
Проблема 1
– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Перед вами образцы с почвами. Сравните их по цвету (работа в группах, запись результатов в таблицу)
Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?
Какой вывод вы сделали?
Проблема 2
- Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?
- А ученые как называют эти почвы? Обратимся за помощью к учебнику, стр.50.
- Попробуйте, зная описание почв, определить ее название.
- Как же в научной литературе называется почва № 1? (подзолистая). Как вы думаете, почему эту почву так назвали? (сероватый цвет, похожа на золу)
- Как же в научной литературе называется почва № 2 (чернозем)? Почему эту почву так назвали? (черный цвет)
- В каких же почвах перегноя больше, а в каких меньше? Какие почвы самые плодородные? (Особенно богаты перегноем черноземные почвы. Поэтому они имеют темный или даже черный цвет. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета)
- Наука, изучающая почву – почвоведение, появилась около 100 лет назад благодаря русскому ученому В.В.Докучаеву. Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России.
Проблема 3
- Докучаев В.В., изучая почву, сказал, что «почва дороже золота». Почему?
5. Охрана почвы
Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)
Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:
в лесу – за 500 000 лет;
на лугу – за 3 225 лет;
где нет растений – за 15 лет.
Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.
Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.
Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?
6. Итог урока
Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить протоколы юных исследователей
Почва – это _______________________________________________________
Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________
О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________
Кто из ученых стал основателем науки «почвоведение»? _______________
Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________
Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________