Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс
Материал урока способствует формированию у учащихся представлений о роли леса в жизни человека и природы; ознакомит с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; ознакомит с охранной деятельностью людей в зоне лесов.Направлен способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления; привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту окружающего мира, умение восхищаться ею.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс»
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса
Тема урока: «Лес и человек»
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Цель: формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;
ознакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту окружающего мира, умение восхищаться ею.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы;
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные.
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектной работы;
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- аргументировать свою позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточка для работы в группах
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Приём «Утреннее послание»
- Ребята! Я приготовила для вас утреннее послание. Давайте хором прочитаем его: «Новый день – новые знания». Я желаю вам успехов в приобретении знаний! На уроке окружающего мира вам понадобится внимание, поддержка и взаимопомощь.
Ребята, какое время года за окном? Какие изменения произошли в природе?
Молодцы!
2. Актуализация знаний.
Работа с картой.
- Чтобы получить на уроке новые знания, нам нужно вспомнить ранее изученный материал.
- Где находится зона лесов ?
-Каким цветом она обозначена на карте?
-Какая она по сравнении с другими природными зонами?
Давайте подведем итог: Закончите мое предложение одним прилагательным. Зона лесов по размеру …., растительный мир…, животный мир…
Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
А сейчас углубимся в нашу тему и проведём Блиц – турнир. На эту работу вам отводится 2 минуты.
А оценивать себя вы будите сами в листе самооценки. Итак, за работу!
«Я знаю лес»
1. Какое дерево является символом России? (Береза.)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
5. Какой лес мы называем тайгой?. (Хвойный.)
6.У какого животного пять черных полосок на спине? ( У бурундука.)
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)
- Проверьте правильность выполненного задания, выставляем себе в листе самооценки заслуженный балл.
- Поднимите руку те, кто набрал 2 балла? У кого одна, две ошибки? Остальным нужно будет доработать изученную тему.
3. Введение в тему. Приём «Собери мозаику».
- На ваших столах находится разрезная мозаика. Соберите из неё картинку. Назовите, что на ней изображено.
(лес, человек.)
Оцените свою работу в листе самооценки. Вид работы «Мозайка»
- Все картинки разные. Но всё же есть что-то, что их объединяет. Это и поможет нам всем вместе понять, о чем же пойдет речь на уроке?
(О лесе, его взаимодействии с человеком)
- Тема нашего урока «Лес и человек». Цель урока читаем на слайде. Вспомните, что называют лесом? Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад.
4.Работа о теме урока.
Рассказ учителя.
- Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно. Прекрасен мир живой природы, но ведь мы - часть его. У природы живые краски. Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить. И эти чудеса мы можем увидеть, войдя в лес. Будьте внимательны, и вы услышите веселое журчание ручейка, пение птиц, дуновение ветра, танец цветов.
Но лес смотрит на человека с опаской: с чем ты пожаловал сюда, не обидишь ли?
Давайте определим роль леса в жизни человека. Для этого обратимся к нашему помощнику- учебнику. стр. 103
- С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей, раскрывая их подробнее с помощью учебника. В тексте вы познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. За работу! ( Ученики читают текст самостоятельно.)
Каждый ответ мы будем размещать на нашем дереве.
Ученики:
1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
7) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
- Вы согласны с ответами? Какой у нас получился познавательный плакат. Оцените свою работу на этом этапе.
Молодцы! Вот как много дает человеку лес!
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Вы ответите на этот вопрос , посмотрев слайд.( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Часто очень не справедлив!
Мир-это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.
А теперь давайте уточним , какие экологические проблемы бывают в лесу.
-Давайте поработаем в группах. Учащиеся делятся на группы.
ГРУППА и 2 ГРУППА
Учащиеся получают карточки со стихотворением или текстом ,составляют экологическую проблему и правила поведения в лесу с частицей не.
Карточка 1.
Н.Некрасов.
Плакала Саша, как лес вырубали, В этом стихотворении речь идет
Ей и теперь его жалко до слёз. о такой экологической проблеме, как
вырубка леса. Правило. Не руби деревья.
Сколько здесь было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и в лес убежал.
-Всё правильно! Молодцы.
-Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
Карточка 2.
Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?
-Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).
Проблема изчезновение редких видов животных. Правило. Не убивай животных.
Карточка 3.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Экологическая проблема- лесные пожары. Правило. Не забудь погасить костер!
ГРУППА
Подготовиться к сценки « У реки» и сформировать еще одно правила поведения в лесу и экологическую проблему.
- Как вы думаете, правильно вели себя отдыхающие?
- Как должны были поступить дети?
Давайте мы приведем нашу импровизированную поляну в порядок! ( мусор убирают в мусорные пакеты).
Правило. Не оставляй в лесу мусор.
- Вот теперь вы молодцы!
Вот во что может превратиться лес.
-Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.
4.ГРУППА
Собери пословицу. Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Молодцы ребята! Хорошо потрудились. Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте. Оцените свою работу.
Физкультминутка для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ), открыть глаза.
Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу … открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и начинаем заниматься.
- Кому нужен лес? ( людям, животным, птицам)
- А как мы можем помочь природе? (На плакате фиксируем ответы, вывешивая картинки)
(посадить деревья, развесить кормушки для птиц и подкармливать их зимой, ведь они являются защитниками леса)
Выставление отметок. Подсчитайте свои баллы, и оценит себя.
Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, мы с вами создали вот такую листовку. Но ей необходимо название, только такое, чтобы звучало как призыв к действию!
- Я тоже не остаюсь равнодушной к проблеме защиты леса и хочу поделиться с вами своим названием: «Человек! Будь лесу другом!»
- А для того, чтобы наш призыв был услышан, мы разместим листовку при входе в школу .
- Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через столетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его.
Наш урок подходит к концу. Без продолжения осмысления важной темы урока не обойтись. Я предлагаю вам домашнее задание на выбор, каждый оценит свои возможности.
«Традиционное задание» - дать развёрнутые ответы на вопросы учебника (стр. 108))
«Особое задание» - подготовить сообщение о заповеднике, расположенном на территории нашего края.
- Спасибо вам за хорошую работу на уроке и внимание.