kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока способствует формированию у учащихся представлений о роли леса в жизни человека и природы; ознакомит с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; ознакомит с охранной деятельностью людей в зоне лесов.Направлен способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления; привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.Воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту окружающего мира, умение восхищаться ею.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс»

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса

Тема урока: «Лес и человек»

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Цель: формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

  • ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

  • ознакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Развивающие:

  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

  • привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту окружающего мира, умение восхищаться ею.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы;

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные.

Обучающийся научится:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектной работы;

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- аргументировать свою позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

- рассказывать об охране природы в своём крае;

- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточка для работы в группах

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Приём «Утреннее послание»

- Ребята! Я приготовила для вас утреннее послание. Давайте хором прочитаем его: «Новый день – новые знания». Я желаю вам успехов в приобретении знаний! На уроке окружающего мира вам понадобится внимание, поддержка и взаимопомощь.

Ребята, какое время года за окном? Какие изменения произошли в природе?

Молодцы!



2. Актуализация знаний.

Работа с картой.

Чтобы получить на уроке новые знания, нам нужно вспомнить ранее изученный материал.

- Где находится зона лесов ?

-Каким цветом она обозначена на карте?

-Какая она по сравнении с другими природными зонами?

Давайте подведем итог: Закончите мое предложение одним прилагательным. Зона лесов по размеру …., растительный мир…, животный мир…



Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

 А сейчас углубимся в нашу тему и проведём Блиц – турнир. На эту работу вам отводится 2 минуты.

А оценивать себя вы будите сами в листе самооценки. Итак, за работу!

«Я знаю лес»

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Какой лес мы называем тайгой?. (Хвойный.)

6.У какого животного пять черных полосок на спине? ( У бурундука.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

Самопроверка работы.

- Проверьте правильность выполненного задания, выставляем себе в листе самооценки заслуженный балл.

- Поднимите руку те, кто набрал 2 балла? У кого одна, две ошибки? Остальным нужно будет доработать изученную тему.

3. Введение в тему. Приём «Собери мозаику».

- На ваших столах находится разрезная мозаика. Соберите из неё картинку. Назовите, что на ней изображено.

(лес, человек.)

Оцените свою работу в листе самооценки. Вид работы «Мозайка»

Все картинки разные. Но всё же есть что-то, что их объединяет. Это и поможет нам всем вместе понять, о чем же пойдет речь на уроке?

(О лесе, его взаимодействии с человеком)

- Тема нашего урока «Лес и человек». Цель урока читаем на слайде. Вспомните, что называют лесом? Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу.



Физ. минутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.



4.Работа о теме урока.

Рассказ учителя.

- Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно. Прекрасен мир живой природы, но ведь мы - часть его. У природы живые краски. Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить. И эти чудеса мы можем увидеть, войдя в лес. Будьте внимательны, и вы услышите веселое журчание ручейка, пение птиц, дуновение ветра, танец цветов.

Но лес смотрит на человека с опаской: с чем ты пожаловал сюда, не обидишь ли?

Давайте определим роль леса в жизни человека. Для этого обратимся к нашему помощнику- учебнику. стр. 103

- С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей, раскрывая их подробнее с помощью учебника. В тексте вы познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. За работу! ( Ученики читают текст самостоятельно.)



Каждый ответ мы будем размещать на нашем дереве.

Ученики:

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

- Вы согласны с ответами? Какой у нас получился познавательный плакат. Оцените свою работу на этом этапе.

Молодцы! Вот как много дает человеку лес!

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Вы ответите на этот вопрос , посмотрев слайд.( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Часто очень не справедлив!

Мир-это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.

А теперь давайте уточним , какие экологические проблемы бывают в лесу.

-Давайте поработаем в группах. Учащиеся делятся на группы.



      1. ГРУППА и 2 ГРУППА

Учащиеся получают карточки со стихотворением или текстом ,составляют экологическую проблему и правила поведения в лесу с частицей не.

Карточка 1.

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали, В этом стихотворении речь идет

Ей и теперь его жалко до слёз. о такой экологической проблеме, как

вырубка леса. Правило. Не руби деревья.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.



-Всё правильно! Молодцы.

-Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

Карточка 2.

Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?



-Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).

Проблема изчезновение редких видов животных. Правило. Не убивай животных.

Карточка 3.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Экологическая проблема- лесные пожары. Правило. Не забудь погасить костер!





    1. ГРУППА

Подготовиться к сценки « У реки» и сформировать еще одно правила поведения в лесу и экологическую проблему.

- Как вы думаете, правильно вели себя отдыхающие?

- Как должны были поступить дети?

Давайте мы приведем нашу импровизированную поляну в порядок! ( мусор убирают в мусорные пакеты).

Правило. Не оставляй в лесу мусор.

- Вот теперь вы молодцы!

 Вот во что может превратиться лес.

-Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.







4.ГРУППА

Собери пословицу. Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Молодцы ребята! Хорошо потрудились. Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте. Оцените свою работу.



Физкультминутка для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

  2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ), открыть глаза.

  3. Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу … открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и начинаем заниматься.

- Кому нужен лес? ( людям, животным, птицам)

- А как мы можем помочь природе? (На плакате фиксируем ответы, вывешивая картинки)

(посадить деревья, развесить кормушки для птиц и подкармливать их зимой, ведь они являются защитниками леса)

Выставление отметок. Подсчитайте свои баллы, и оценит себя.

Рефлексия. Итог урока.

- Ребята, мы с вами создали вот такую листовку. Но ей необходимо название, только такое, чтобы звучало как призыв к действию!

- Я тоже не остаюсь равнодушной к проблеме защиты леса и хочу поделиться с вами своим названием: «Человек! Будь лесу другом!»

- А для того, чтобы наш призыв был услышан, мы разместим листовку при входе в школу .

- Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через столетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его.

Наш урок подходит к концу. Без продолжения осмысления важной темы урока не обойтись. Я предлагаю вам домашнее задание на выбор, каждый оценит свои возможности.

«Традиционное задание» - дать развёрнутые ответы на вопросы учебника (стр. 108))

«Особое задание» - подготовить сообщение о заповеднике, расположенном на территории нашего края.

- Спасибо вам за хорошую работу на уроке и внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему : «Лес и человек» 4 класс

Автор: Шарпилова Инна Сергеевна

Дата: 30.01.2021

Номер свидетельства: 571895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект  урока окружающего мира на тему "Лес и человек",4 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-lies-i-chieloviek-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "108537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403725442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по окружающему миру по теме  "Береги природу, человек!""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupotiemiebierieghipriroduchieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "283542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства