Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему «Круговорот воды в природе» 3 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ПУДОЖГОРСКИЙ
Открытый урок по окружающему миру 3 класс
«Круговорот воды в природе»
Учитель: Рогозина В.Н.
Пудожгорский, 2021
Тема урока: Круговорот воды в природе
Цель урока: организовать деятельность обучающихся с цельюформирования представлений о состояниях воды и о круговороте воды в природе как важнейшем природном явлении.
Задачи урока
Образовательные:
познакомить учеников с тремя состояниями воды;
сформировать представление о круговороте воды в природе и превращениях воды как важнейших явлениях природы.
формировать экологическое мышление, понимание необходимости сохранения чистоты воздуха, воды и почвы всеми людьми планеты.
Прогнозируемые результаты: школьники узнают о разных состояниях воды и круговороте воды в природе; научатся моделировать круговорот воды разными способами.
Оборудование: компьютер, иллюстрации, схема круговорота воды в природе, для опыта спиртовка, вода, треножник
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Отгадайте загадку:
Меня льют,
Меня пьют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
II. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальная работа. Карточки заданий.
Карточка №1
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
Без запаха
Без цвета
Расширяется при нагревании
Сжимается при охлаждении
Растворитель
Плохо проводит тепло
Прозрачность
Текучесть
Воздух
Вода
Карточка №2
В каком случае основные свойства воды указаны верно.
имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Что происходит с водой при нагревании
при нагревании вода сжимается
при нагревании вода расширяется
Вода является растворителем
Да
нет
Карточка № 3
Подчеркни свойства воды:
Без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды
твёрдое
жидкое
газообразное
Карточка № 4
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.
2. Фронтальный опрос.
Какова роль воды в жизни организмов?
Какие свойства воды вы знаете?
Как можно очистить загрязненную воду?
Расскажите о составе воды.
III. Подготовка к усвоению новых знаний.
Фенологическая задача
- Подсчитайте, сколько веществ упоминается в этом тексте?
4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней. Лужи покрылись льдом. К вечеру начался сильный снегопад.
( Речь идет об одном веществе – воде в разных состояниях: твердом – снег, лед, иней, жидком – дождь, газообразном – пар).
Работа по рабочим тетрадям
А теперь что бы мы хорошо запомнили все «маски» воды выполним в рабочих тетрадях упр.1 на стр. 33.
IV. Самоопределение к деятельности
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какие знания вам бы хотелось открыть на этом уроке?
- Сегодня нам предстоит узнать, в каких состояниях бывает вода, и как происходит переход воды из одного состояния в другое. А поможет нам открыть все эти секреты – Капелька.
V. Работа по теме урока
1. Беседа. Три состояния воды.
- Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу.
И стеклянной быть могу. (Вода)
-Как вы это понимаете? Правильно, туман, лед, ручей – это все вода. Вода в природе существует в трех состояниях- жидком, твердом, газообразном.
– От чего зависит различное состояние воды?
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?
-Какие реки и озера вы знаете?
Сообщение о воде.
- А где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?
Сообщение обайсберге.
- При какой температуре замерзает вода?
- Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лед, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лед , вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
-Ты потер мокрой тряпкой классную доску. Через несколько минут доска уже стала сухой. Вода с нее испарилась, то есть превратилась в пар- прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
- Что такое туман?
Послушайте сообщение о тумане.
Сообщение о тумане.
2. Работа в рабочих тетрадях (упр. 2, стр. 33)
Вывод: - При каком условии происходят превращения воды? (При изменениях температуры)
- Расположите таблички рядом с термометром:
Физ. минутка
Капля первая упала - кап! Пальцем дети показывают траекторию еедвижения сверху вниз, прослеживаяглазами движение пальца
И вторая прибежала - кап! То же самое
Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх
Капельки «кап- кап» запели, Закрывают глаза
Намочились лица.
Мы их вытирали. Поглаживают закрытые глазаподушечками пальцев
Туфли - посмотрите -
Мокрыми вдруг стали. Показывают руками вниз и смотрят
Мы плечами поведем Движение плечами
И все капельки встряхнем. Встряхивают кистями рук
От дождя мы убежим, Пальчики рук «бегут» по парте водну сторону, глазамипрослеживается их путь
Под кусточком посидим. Нагибают голову, прикрывая ее руками.
2. Практическая работа. Круговорот воды в природе.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, мы увидели на ней капли, которые начнут падать вниз.
- Как же объяснить то, что мы наблюдаем?
Правильно, вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.
Просмотр анимации «Круговорот воды»
Вместе с детьми учитель на доске составляет схему « Круговорот воды в природе» Итак, расскажите поэтапно, как же происходит круговорот воды в природе?
Это интересно!
– Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.
• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
• Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
• Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
VI. Рефлексия
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю каплю, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
VII. Подведение итогов урока.
Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
Что помогло вам понять лучше новый материал?
Какие три состояния воды вы теперь знаете?
Что такое круговорот воды в природе?
Приложение
Доклад “Ледяные бродяги”
Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.
Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.
Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где котятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.
В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.
Доклад “Вода – уникальное вещество”.
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.
При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лед), индевение (образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние), возгонка (переход твердой воды в газообразную).
Доклад “Что такое туман?”.
Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.
Карточка №1
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
Без запаха
Без цвета
Расширяется при нагревании
Сжимается при охлаждении
Растворитель
Плохо проводит тепло
Прозрачность
Текучесть
Воздух
Вода
Карточка №2
В каком случае основные свойства воды указаны верно.
имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
Что происходит с водой при нагревании
при нагревании вода сжимается
при нагревании вода расширяется
Вода является растворителем
Да
нет
Карточка № 3
Подчеркни свойства воды:
Без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель.
Где можно наблюдать воду в различных состояниях?. Используя слова для справок, заполни таблицу.
Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман.
Состояния воды
твёрдое
жидкое
газообразное
Карточка № 4
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.