Тема урока Круговорот воды в природе
Предмет Окружающий мир
Класс 2 класс
УМК ЗанковаЛ.В.
Образовательное учреждение МОУСОШ №21 г.Волгодонска Ростовской области
Разработала учитель начальных классов Тверитина Светлана Николаевна
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое); развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; повышать познавательную активность детей; развивать воображение, восприятие, память, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде; прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
Задачи урока 1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:
-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,
- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,
- формировать единую картину мира,
4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
УУД Знание круговорота воды в природе;
Умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру;
Умение самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию;
Делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации;
Умение представлять полученные знания в модели;
Умение аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся;
Умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами
Формы работы обучающихся Парная, групповая
Оборудование Компьютер, презентация, ролик с опытом, карточки
Ход урока.
I.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?
- Что это?
- Вода
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Взаимодействие сил природы» и
Узнаем новое о воде.
2. Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальная работа по карточкам:
№ п/п | Свойства | Состояние воды (жидкость) |
1 | Прозрачность | Прозрачна |
2 | Цвет | Без цвета |
3 | Запах | Без запаха |
4 | Вкус | Без вкуса |
5 | Форма | Без формы |
6 | Текучесть | Текучая |
2.Инсценирование сказки группой учащихся.
ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены и заспорили о том, какое вещество на свете лучше.
Фигуристы. Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится, - душу радует.
Щ у к а. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое.
Орел. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое легкое, воздушное, как мои перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах.
(Вода в природе находится в трёх состояниях — жидком, твёрдом и газообразном)
Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды? ( От температуры)
Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? ( Это лужи, ручьи, реки, озёра, моря, океаны и т.д.)
Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)
Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( Пар )
Короткие сообщения детей (айсберги, туман, роса)
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.
Можно ли воду назвать путешественницей?
Сейчас я расскажу вам сказку.(презентация)
Сказка о капельках
Вечером, когда в доме всё затихает и уже выключен свет, можно услышать: кап-кап-кап… Это капает вода из крана. Прозрачная, вкусная, питьевая. Откуда она появилась в кране? Послушайте сказочную историю, в которой всё- чистая правда. Тогда и узнаете, откуда.
Летели к земле дождевые капли. Они только что расстались с дождевой тучей и были полны планами на будущее.
- Как только приземлюсь,- говорила одна капля,- сразу же найду ручеёк, вместе с ним сбегу к речке, оттуда- в другую реку побольше. А уж потом впаду в море! И буду гулять на просторе с морской волной. Побываю в дальних морях, поиграю с корабликами. А надоест, опять испарюсь и вернусь в тучку А там посмотрим. Как это чудесно звучит: капля в море!
-Ничего хорошего в такой судьбе нет,- возразила другая капля. – Плывёшь себе по течению рядом с такими же каплями, как ты сама. Куда ручей, туда и ты, куда река- туда и ты. А капля в море и совсем незаметна. Море огромное и капель в нём - много. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, просочиться к центру вулкана или вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты, став разноцветными солнечными брызгами!
- Смотрите, не сядьте в лужу! Ишь, размечтались, бездельницы!- проворчала третья капля. – Поля и сады сохнут, ждут нас не дождутся, а вы? Моря, реки, вулканы… Ерунда всё это, игрушки, нам работать надо, напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов!
- Нет, нет, нет!- воскликнула четвёртая. – Водяной пылью повиснуть над землёй! Отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой. Вот настоящая судьба! А если земля примет холодно, то разлиться молочным туманом над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в облако с первыми лучами солнца.
Испариться ,превратившись в облако, а из облака в тяжёлые тучи и, не удержавшись, выпасть на землю- так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение по кругу называется круговоротом.
2. Словарная работаВывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ»– Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
А теперь пронаблюдаем это на опыте.
Опыт
– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)
4. Закрепление– Что вы узнали о круговороте воды в природе?
VII. Итог урока
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Дома придумайте свою историю про путешествие капельки.